16+
Пятница, 19 апреля 2024
  • BRENT $ 86.90 / ₽ 8176
  • RTS1160.60
24 марта 2010, 20:57 МакроэкономикаКомпании

Американцы выжали ЛУКОЙЛ из Ирана

Лента новостей

ЛУКОЙЛ вынужден отменить все работы на крупнейшем месторождении Анаран в Иране, так как эта деятельность подпадает под санкции, которые наложили на Тегеран США. Понесенные компанией из-за этого убытки не слишком высоки

Вагит Алекперов увел свою компанию из Ирана. Фото: AP
Вагит Алекперов увел свою компанию из Ирана. Фото: AP

Как говорится в обнародованном сегодня отчете компании по US GAAP за 2009 год, убыток от обесценения инвестиций в Иране составил 63 млн долл. «в связи с невозможностью осуществления дальнейших работ на месторождении из-за наличия экономических санкций со стороны правительства США».

Чистая прибыль компании по US GAAP в 2009 году без учета единовременных списаний (в том числе списания затрат по проекту Анаран в Иране) составила 7,352 млрд долларов.

Ранее глава компании Вагит Алекперов говорил, что ЛУКОЙЛ по итогам 2009 года сократил прибыль на 23%, но ожидает улучшения этого показателя в текущем году.

Добычу нефти ЛУКОЙЛ нарастил в 2009 году на 1,8% — до 97 млн тонн. В текущем году компания планирует увеличить добычу углеводородов на 0,8% — до 116 млн тонн условного топлива.

Работы на иранском месторождении Анаран велись ЛУКОЙЛом несколько лет, и месторождения, о которых идее речь, были открыты еще в 2005 году в ходе геологоразведочных работ, проведенных специалистами компании. Тогда в ходе разработки блока было пробурено несколько скважин и удалось обнаружить первую нефть на структуре Азар.

Начальные запасы месторождений блока Анаран оценивались в 1 млрд баррелей нефти. В блоке выявлены четыре нефтяные структуры: Азар, Шангуле-Уэст, Дехлоран и Мусиан. Разработкой месторождений занимался консорциум норвежской компании StatoilHydro и ЛУКОЙЛа, которые владели 75% и 25% активов, соответственно.

Однако до промышленной добычи нефти дело так и не дошло, так как ЛУКОЙЛу пришлось заморозить все работы на Анаране в 2007 году из-за того, что госдепартамент США запретил инвестиции в Иран третьих стран на сумму более 20 млн долларов.

Теперь ЛУКОЙЛ и вовсе принял решение уйти из Ирана, несмотря на то, что официальные представители исламской страны неоднократно предлагали компании продолжить разрабатывать перспективное месторождение.

Отметим, что потенциально Иран является одной из самых перспективных стран по потенциалу роста добычи энергоресурсов, и только доказанные запасы нефти в этой стране составляют более 120 млрд баррелей. Но в связи с нехваткой инвестиций в Иране сейчас добывается только немногим больше 4 млн баррелей в день, из которых экспортируется только два с половиной. Запасы газа страны составляют 27 трлн кубометров.

Возможно, к окончательному решению ЛУКОЙЛ подтолкнуло заявление президента Дмитрия Медведева от 1 марта, в котором он не исключил, что Россия пересмотрит свое отрицательное отношение к ужесточению санкций, если Тегеран не начнет работать над своей ядерной программой под контролем международного сообщества.

Как отмечает начальник аналитического отдела ИК «Галлион Капитал» Александр Разуваев, прибыль ЛУКОЙЛа по GAAP в 2010 году, по оценке, составит примерно 9 млрд долларов, поэтому понесенные в Иране убытки представляют незначительный ущерб для компании.

«Правильно они делают, что уходят из Ирана. Во-первых, не такой уж там благоприятный инвестиционных климат; во вторых, нельзя игнорировать геополитические риски», — заявил BFM.ru аналитик.

«Лучше не иметь инвестиций в странах с маргинальными политическими режимами. Конечно, в Венесуэле тоже есть риски, и существует вероятность, что Чавеса свергнут оппозиционеры, которые, придя к власти, могут аннулировать договоренности прежнего правительства, но все-таки в Венесуэле другая ситуация. А в Иране сейчас исламский фашистский режим, с которым лучше вообще не связываться», — полагает Александр Разуваев.

Гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов также отметил, что помимо огромных внешних рисков в Иране, как, впрочем, и в Ираке, существенны внутренние риски, так как хотя себестоимость добычи нефти низка, необходимо договариваться с огромным количеством чиновников, каждый из которых хочет получить свою ренту.

«Неудивительно, что они уходят из Ирана. Вопрос в другом: зачем ЛУКОЙЛ да и другие наши компании бегают по заграницам, когда у нас в стране непочатый край работы и много площадок, где можно развернуться? Кстати, пройдет не больше года, и Чавеса выпрут; и тогда им придется списывать гораздо большие потери. Но кто ответит за эти убытки, хотя уже сейчас ясно, что из Венесуэлы тоже надо уходить?» — риторически вопрошает аналитик.

Александр Разуваев, кроме того, отметил, что вероятность военных действий против Ирана США и Израиля существует, и в случае их начала все серьезные инвестиции «полетят коту под хвост».

«Мне сложно делать прогнозы на этот счет, так как я еще в 2007 году в своей книге написал, что война против Ирана начнется через год, но с тех пор прошло гораздо больше времени. Но я своей точки зрения, что война будет, не изменил», — соглашается и Константин Симонов.

Впрочем, уход ЛУКОЙЛа из Ирана не означает, что компания расстается с регионом. Так, компания продолжит работы в соседнем Ираке, где консорциум ЛУКОЙЛа и норвежской Statoil в декабре 2009 года победил в тендере на право освоения крупнейшего месторождения «Западная Курна-2», извлекаемые запасы которого оцениваются примерно в 12,9 млрд баррелей нефти.

Общий объем инвестиций в освоение «Западной Курны-2», напомним, превысит 30 млрд долларов, а объем добычи нефти будет достигать 95 млн баррелей в год. Инвестиции ЛУКОЙЛа в проект составят на первоначальном этапе 4,5 млрд долларов, и первая скважина на месторождении будет пробурена уже в 2010 году.

Как уточнил сегодня глава оператор международных проектов ЛУКОЙЛа – компании «ЛУКОЙЛ Оверсиз» Станислав Кузяев, за 5 лет пять лет планируется увеличить добычу нефти за рубежом в два раза — до 160 млн баррелей. Основными направлениями развития станут Узбекистан и Ирак, а 50% всех инвестиций ЛУКОЙЛа в следующие три-четыре года придется на международные проекты.

В частности, в Узбекистане добыча вырастет в пять раз в течение пяти лет — до 16 млрд кубометров газа в год. «В Ираке в доле ЛУКОЙЛа мы будем добывать около 70 млн баррелей нефти в год», — добавил представитель компании. Кроме того, он сообщил, что в ближайшее время должен быть подписан контракт на работу в Венесуэле. Плюс, ЛУКОЙЛ намерен продолжать работы в Кот-д'Ивуар, где планирует инвестировать 700-900 млн долларов.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию