16+
Понедельник, 9 сентября 2024
  • BRENT $ 71.86 / ₽ 6454
  • RTS937.60
31 марта 2010, 19:28 ПроисшествияАвтоПраво

Верховный суд утвердил наказания за «Невский экспресс»

Лента новостей

Верховный суд России сегодня оставил в силе приговор по одному из самых громких дел последних лет — о подрыве поезда «Невский экспресс» в 2007 году

Уроженцы Ингушетии Саламбек Дзахкиев и Макшарип Хидриев оправданы по обвинению в терроризме, но осужденны на 10 и 4 года колонии за перевозку взрывчатки и разбой. Фото: РИА Новости
Уроженцы Ингушетии Саламбек Дзахкиев и Макшарип Хидриев оправданы по обвинению в терроризме, но осужденны на 10 и 4 года колонии за перевозку взрывчатки и разбой. Фото: РИА Новости

Верховный суд России сегодня оставил в силе приговор по одному из самых громких дел последних лет — о подрыве поезда «Невский экспресс» в 2007 году. Защите не удалось добиться прекращения уголовного преследования уроженцев Ингушетии Саламбека Дзахкиева и Макшарипа Хидриева, оправданных по обвинению в терроризме, но осужденных на 10 и 4 года колонии за перевозку взрывчатки и разбой. Впрочем, рассчитывать на прекращение преследования было трудно — слушания по времени совпали с терактами в столичном метрои Кизляре.

Скоростной поезд № 166 «Невский экспресс», следовавший из Москвы в Санкт-Петербург, был подорван под Малой Вишерой 13 августа 2007 года. В результате заложенной на путях бомбы состав сошел с рельс. Пострадали 60 человек, 30 из них были госпитализированы. Сумма ущерба, причиненного ОАО «РЖД», превысила 236 миллионов рублей.

В ходе следствия было установлено, что теракт был совершен группой, подконтрольной чеченскому боевику Доку Умарову. Для его проведения использовалось девять килограммов гексогена. В организации теракта, изготовлении и установке взрывного устройства был заподозрен принявший ислам и перешедший на сторону сепаратистов бывший российский военнослужащий Павел Косолапов. Его дело выделили в отдельное производство в связи с розыском.

Подсудимым грозило до 20 лет заключения

По подозрению в причастности к теракту осенью 2007 года были задержаны Дзахкиев и Хидриев. Им предъявили обвинения по целому «букету» статей УК: «терроризм», «умышленное причинение вреда здоровью средней тяжести», а также «перевозка взрывчатых веществ». Дзахкиеву также «добавили» обвинение в «разбое», совершенном в Саранске за пять лет до подрыва (тогда злоумышленники угнали строительный кран, — BFM.ru ).

Отметим, что только за «терроризм» подсудимым грозило до 20 лет лишения свободы. Обвинение требовало для Дзахкиева и Хидриева 13 и 11 лет заключения. Однако Новгородский областной суд счел доводы обвинения неубедительными, и 15 января 2010 года оправдал подсудимых по обвинению в терроризме и причинению вреда здоровья.

К тому времени из юрисдикции суда присяжных уже были выведены дела о терроризме, и дело слушалось профессиональными судьями. Последних нередко обвиняют в том, что они идут на поводу у следствия и просто «штампуют» обвинительное заключение, вынося приговор. Однако на этот раз служители Фемиды не смогли закрыть глаза на некачественно проведенное следствие. До этого Генпрокуратура уже дважды — в конце 2008 года и в марте 2009 года — отказывалась утвердить обвинительное заключение по делу и возвращала его на доработку в Главное следственное управление Следственного комитета при прокуратуре России. Однако там «работа над ошибками» не удалась.

Доказательства вины

По словам защищавшего Макшарипа Хидриева адвоката Мурада Юнусова, единственным доказательством обвинения по сути были показания его подзащитного, которые тот дал весной 2008 года в обмен на обещание освободить из-под стражи его брата Амирхана, также задержанного делу и отпущенного на свободу в апреле 2008 года. «Младший брат моего подзащитного более полугода пробыл под стражей, но впоследствии уголовное преследование в отношении него было прекращено», — сообщил BFM.ru адвокат.

Адвокаты настаивали на полном оправдании своих подзащитных, в частности, ссылаясь на то, что свидетели их не опознали, а следствие так не смогло точно узнать, когда и в каком количестве они перевозили взрывчатку из Москвы в Новгородскую области.

Интересно, что представители обвинения, вначале заявившие о намерении обжаловать приговор, затем от этой мысли отказались, видимо, опасаясь того, что повторное рассмотрение дела может обернуться полным крахом обвинения.

Алиби

Вердикт оспорили только осужденные и их защита. Участвовавшие в заседании по видеоконференцсвязи Дзахкиева и Хидриева говорили о применении к ним входе следствия психологического и физического давления.

«Я был близок к сумасшествию, меня били каждый день», — жаловался Дзахкиев. Его адвокат предоставила на обозрение суда документы, из которых следовало, что обвиняемый дважды пытался свести счеты с жизнью в камере.

В свою очередь адвокат Макшарипа Хидриева Мурад Юнусов упирал на то, что у обоих подсудимых есть алиби. «Во время теракта Дзакхиев находился в Самарской области, а Хидриев — в Поволжье и Ингушетии», — рассказал BFM.ru адвокат. По его словам, версию подсудимых подтвердили около десятка свидетелей, в ее пользу также говорили авиабилеты и детализация телефонных разговоров обвиняемых. «В то время Дзакхиев как раз получил денежный перевод», — добавил защитник.

По его мнению, следствие просто «повесило» на Саламбека Дзахкиева и Макшарипа Хидриева «нераскрытый глухарь», а глава МВД Рашид Нургалиев поспешил отчитаться о проделанной работе.

Следующий ход

Впрочем, все эти доводы не убедили судей Верховного суда — они отказались отменить приговор. Защитники на этом останавливаться не намерены. Они уже заявили о своем желании добиваться отмены наказания в Европейском суде по правам человека.

Между тем, провал в первом деле о подрыве «Невского экспресса» может повлечь неудачу в расследовании второго подрыва этого поезда, который случился 27 ноября прошлого года. Тогда погибли 27 человек. Следствие опять подозревает чеченских террористов. По второму делу были арестованы люди, которые также контактировали с Павлом Косолаповым. После первого теракта РЖД потратило на системы безопасности более одного миллиарда рублей. После второго — правительство выделило монополисту еще один миллиард на дополнительные меры безопасности.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию