16+
Воскресенье, 5 мая 2024
  • BRENT $ 82.78 / ₽ 7590
  • RTS1184.68
2 августа 2022, 23:25 Политика

Европейские законодатели запутались в санкциях и ушли в отпуск. Комментарий Георгия Бовта

Лента новостей

Внешне решение британских властей по страхованию в авиации выглядит как отступление от жестких санкций в этой области, введенных в марте, отмечает политолог

Георгий Бовт.
Георгий Бовт. Фото: Михаил Фомичев/ТАСС

Великобритания издала новую генеральную лицензию, позволяющую частично осуществлять страхование связанных с Россией контрагентов в сфере авиации при условии соблюдения более широких ограничений и условий лицензии.

Внешне решение британских властей по страхованию в авиации выглядит как отступление от жестких санкций в этой области, введенных в марте. Тогда Соединенное Королевство ввело запрет на экспорт в Россию товаров авиационной и космической отраслей, при этом санкции затронули услуги страхования и перестрахования, покрытие действовавших полисов было аннулировано. Возможно, нынешнее решение продиктовано желанием не усложнять и без того запутанную в результате взаимных санкционных ударов ситуацию в авиаотрасли, где интересы России и Запада за последние десятилетия слишком тесно переплелись, чтобы разрушить их до основания без последствий.

Из этой же области — отказ Евросоюза от санкций против поставок российского титана, от которых критически зависит общеевропейский проект Airbus. Кроме того, надо учитывать, что в процессе санкционной войны Россия из 515 находившихся у нее в лизинге от западных компаний пассажирских самолетов вернула лишь 80, а остальные перерегистрировала у себя. Общее число коммерческих бортов было 968. Это в свою очередь может вынудить лизинговые компании предъявить страховые претензии на сумму около 10 млрд долларов.

Возможно, в Великобритании кому-то пришла в голову мысль о том, что стоит уже сейчас посмотреть за горизонт санкционных сражений и подумать, что будет после, в том числе с этими сотнями самолетов. Впрочем, велика вероятность, что западные лизингодатели их больше не увидят. А если увидят, то это станет лишь частью более масштабной сделки по многим отраслям, где имелось столь же тесное переплетение интересов. Но такие сделки пока из области фантазий.

Что касается послабления санкций в области авиации со стороны ЕС в конце июля, то не все так просто. Поначалу многие воодушевились, увидев, что в седьмом пакете санкций появилась фраза о том, что России будет разрешена техническая помощь для авиационных товаров и технологий для обеспечения работы по установлению технических промышленных стандартов Международной организации гражданской авиации (ИКАО). Однако в окончательном варианте упоминания о «технической помощи» не оказалось. Поставлять запчасти для самолетов импортного производства в Россию по-прежнему запрещено, как и запрещено их техобслуживание, а также страхование. В Европейском агентстве авиабезопасности (EASA) пояснили, что послабления сделаны только для вопросов, связанных со взаимодействием России и Евросоюза в рамках ИКАО. Речь идет, по сути, только об обмене информацией. А за технической помощью и запчастями — это теперь к Ирану, с которым вроде на сей счет договорились.

При этом авиаперевозчики из Турции, Египта, Марокко, Катара, ОАЭ, Ирана, Израиля, Сербии, а также Китая, Индии и Средней Азии продолжают использовать воздушное пространство РФ. В том числе некоторые совершают транссибирские перелеты, платя роялти «Аэрофлоту». Все они имеют преимущество перед западными компаниями, которым приходится облетать российское пространство. Киев в свою очередь лоббирует введение запрета на уровне ЕС принимать любые рейсы, пролетающие над воздушным пространством России, а также требует внести российское воздушное пространство в число запретных зон как для производителей авиатехники, так и для страховых компаний. Судя по всему, даже Лондон пока не готов идти так далеко, ссорясь в результате с целым рядом стран, включая Индию и Китай.

Не видно пока выхода из тупика и по газовому вопросу. Европейские СМИ полны алармистских публикаций, пророчащих Европе замерзнуть зимой без российского газа. Спотовые цены на газ бьют рекорды. Ряд стран вводят ограничения по энергопотреблению. При этом газопровод «Северный поток — 1» работает лишь на 20% мощности. В Германии, ведущей экономике Европы, опасаются, что подземные хранилища такими темпами не смогут заполнить к 1 ноября на 95%, как то предписывает недавно принятый закон. Сейчас заполненность подземных хранилищ газа в Германии поднялась до 69%. Это не хуже показателей прошлых лет, но есть опасения, что Москва перекроет «вентиль» полностью.

Ну и, наконец, в качестве «вишенки на санкционном торте» Литва опять грозится остановить калининградский транзит. Он был возобновлен по железной дороге после разъяснений Еврокомиссии, но в полную силу запущен, по сути, не был, поскольку литовская таможня тормозит процессы так, как умеет любая таможня. А с 1 сентября литовский Шяуляй банк, обслуживающий транзит грузов, отказывается от работы с Россией, что может привести к остановке перевозок ввиду невозможности оплаты. Временный поверенный в делах России в Литве Сергей Рябоконь направил ноту протеста в МИД Литвы, но пока без ответа.

Как без конкретных ответов остаются и многие другие вопросы, касающиеся взаимодействия России и Европы в условиях санкций. Такое впечатление, что те, кто мог бы внести какую-то ясность, не говоря уже о том, чтобы попытаться сдвинуть с мертвой точки взаимодействие хотя бы там, где его нельзя или не стоит прекращать даже во время санкционной войны, ушли в отпуск. Предоставив возможность ситуации пребывать в «свободном полете». Также нынешнюю ситуацию можно сравнить с ситуацией на поле боя, когда идет сосредоточение и перегруппировка сил перед решающим сражением.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию