16+
Воскресенье, 5 мая 2024
  • BRENT $ 82.78 / ₽ 7590
  • RTS1184.68
6 октября 2022, 23:47 Политика

Мухаммед бин Салман наносит ответный удар. Комментарий Георгия Бовта

Лента новостей

В Белом доме решение ОПЕК+ о сокращении квот на 2 млн баррелей в сутки назвали катастрофой и враждебным актом. Что стоит за подобными заявлениями?

Георгий Бовт.
Георгий Бовт. Фото: Михаил Фомичев/ТАСС

Страны, входящие в картель ОПЕК+, решили сократить в ноябре квоты на добычу нефти на 2 млн баррелей в сутки. Реальное сокращение составит 1 млн баррелей, поскольку ОПЕК+ не выбирал полностью ранее установленные квоты. На этом фоне Саудовская Аравия собирается оставить прежние цены поставок нефти для Азии, несколько сократить их для Европы и повысить для Северной Америки. В администрации США решение ОПЕК+, принятое благодаря совместным усилиям России и Саудовской Аравии, встретили с нескрываемым недовольством. Будет ли ответ со стороны США?

Действия Саудовской Аравии в Америке восприняли как ответ на попытку Байдена договориться с наследным принцем королевства Мухаммедом бин Салманом в июле, когда весь мир обошла фотография, на которой лидеры приветствовали друг друга не рукопожатием, а касанием сжатых кулаков, как стало модно во время пандемии. Кулачная дипломатия, однако, пока не прошла. Байдену не удалось добиться примирения с бин Салманом, которого в США обвиняют в заказе убийства с расчленением оппозиционного журналиста Хашогги. И вместо повышения добычи, как почти смиренно тогда просил американский президент, явно с прицелом на промежуточные выборы США в ноябре, Эр-Рияд приготовил демократам предвыборный подарок совсем другого свойства. Да еще демонстративно повысив цену поставок в Америку на фоне снижения для Европы, которая с декабря собирается прекратить покупать нефть у России.

В результате к ноябрьским промежуточным выборам цены на бензин в Америке после небольшого снижения в последнее время могут снова повыситься процентов на 10. Тогда как возможности федерального правительства в Вашингтоне влиять на цены на бензин достаточно ограничены, особенно после того, как ранее оно уже выпустило на рынок значительные объемы нефти из стратегических резервов, чтобы сбить цены. Но сильно сбить все равно не получилось.

Все это происходит на фоне твердого намерения «Большой семерки» реализовать решение об установлении предельного потолка цен на российскую нефть. Который пока непонятно, как будет работать в тандеме с европейским эмбарго.

Объективности ради стоит заметить, что с июля цены на нефть и так снизились, поскольку мировая экономика сейчас не в лучшей форме, включая экономику Китая, одного из главных нефтепотребителей. Одна из главных причин тому — комплексное воздействие военных действий на Украине. А принц Салман ведь делал в июле оговорку насчет возможности увеличения добычи по просьбе Байдена: мол, как рынок сложится. Байден, видимо, не расслышал.

Чем могут ответить США? В принципе, там давно варится проект антимонопольного законодательства, направленный против картельных сговоров типа ОПЕК. Логика та же, что в продавливании решения о предельных ценах на российскую нефть: мол, не рынку определять, сколько нам платить, если вопрос столь политизирован. Однако и ответная логика ОПЕК в данном случае аналогична. И те же саудиты понимают, что если удастся навязать потолок цен для Москвы, то Эр-Рияд может стать следующим.

Некоторые конгрессмены-демократы предлагают (ссылка ведет на заблокированный в РФ Twitter) и вовсе ответить, как сейчас принято, асимметрично. Например, отозвать американские войска в количестве 3 тысяч человек из Саудовской Аравии и Арабских Эмиратов, вместе со средствами ПВО — и пусть сбивают ракеты йеменских повстанцев чем хотят.

В действиях Саудовской Аравии, безусловно, сказывается личностный момент, а именно то, что отношения между амбициозным принцем Мухаммедом бин Салманом и Байденом, который публично грозился превратить его в мирового изгоя, не сложились. Тогда как с Путиным у неформального лидера королевства отношения как раз сложились.

Однако в целом игра Эр-Рияда может быть гораздо сложнее и, безусловно, исходит только из интересов самого королевства. Все же главным фактором для саудитов на текущий момент является то, что ОПЕК+ как раз начиная примерно с июня не выбирал свои установленные квоты. Уже в июле, когда Байден встречался с бин Салманом, добыча ОПЕК+ отставала от уровня квот на 2,9 млн баррелей в сутки. В сентябре разрыв еще больше увеличился. Именно из-за сложного состояния мировой экономики. Притом что технических возможностей резко нарастить добычу даже у саудитов было не так уж много. Де-факто картель уже сократил свою квоту на гораздо большую величину. Причем Россия сократила добычу из-за санкционных ограничений по возможностям сбывать свою нефть.

Но теперь парадоксальным образом получается, что Саудовская Аравия и ее арабские партнеры, объявив о сокращении квот на бумаге и еще сократив добычу на деле, затем смогут оперировать гораздо большим потенциалом для того, чтобы, дождавшись нужного момента, напротив, резко увеличить объемы добычи и тем самым обрушить цены на нефть. Если понадобится. Таким образом, у той же Саудовской Аравии появляется больший потенциал для торга, в том числе с тем же Байденом по взаимно интересующим обе страны вопросам. Но не только с Байденом.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию