Киргизия объявила об отмене октябрьских учений ОДКБ на своей территории
Лента новостей
Политологи указывают как на непростую внутриполитическую ситуацию в Киргизии, так и растущие скептические настроения в ОДКБ, основанные на недовольстве ряда членов неспособностью организации решить кризисы между ее членами
Киргизия отменила учения ОДКБ на своей территории. Об этом сообщили в пресс-службе Минобороны страны. Командно-штабные учения с миротворческими силами Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ) «Нерушимое братство — 2022», должны были пройти в Киргизии с 10 по 14 октября в городе Балыкчи Иссык-Кульской области. На них были приглашены наблюдатели из Узбекистана, Сербии, Сирии, Туркменистана и Монголии. В рамках учений планировалось отработать обеспечение режима прекращения огня.
Ранее президент Киргизии Садыр Жапаров не приехал на неформальную встречу глав государств стран СНГ в Петербурге. Официальной причиной назвали рабочий график. Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков сообщил, что Путин и Жапаров до саммита в Петербурге пообщались по телефону и договорились встретиться в Астане.
О причинах решений киргизской стороны рассуждает политолог, эксперт по странам СНГ Аркадий Дубнов:
Аркадий Дубнов политолог, эксперт по странам СНГ «Я полагаю, что эти вещи связаны между собой: отказ президента Джабарова приехать на неформальный саммит, где поздравляли Путина с юбилеем, и отказ в проведении учений. И там, и там причина одна — в Киргизии, будем называть вещи своими именами, оскорблены тем, какие заслуги приписывают Москве, награждая президента Таджикистана Рахмона по случаю его 70-летия, говоря о его заслугах в деле обеспечения безопасности и стабильности в регионе, то есть именно там, где не прекращаются чрезвычайно кровопролитные пограничные конфликты. И по мнению достаточно многих наблюдателей, во многом это «заслуга» таджикской стороны. Поэтому учения, которые называются «Нерушимое братство — 2022», выглядят издевательски по отношению к ситуации. Кроме того, именно в эти дни, буквально сегодня-вчера, в Киргизии отмечается вторая годовщина переворота, который привел к власти Садыра Жапарова, и рейтинг власти сегодня как никогда низок. Там идут постоянные схватки в верхних эшелонах, в первую очередь между самим Садыром Жапаровым и его близким другом, вице-премьером Камычбеком Ташиевым, который возглавляет Госкомитет по национальной безопасности. Речь идет о глубоком внутриполитическом кризисе, и на этом фоне еще тратить определенные средства на проведение учений на территории Кыргызстана, думаю, сочли просто невозможным. Идут разговоры о том, что Киргизия недовольна действиями ОДКБ как раз именно ввиду неспособности ОДКБ примирить Таджикистан и Кыргызстан. И ОДКБ здесь находится в эпицентре событий и критики, и разговоры об этом идут в обществе. Давление в общественной атмосфере за выход из ОДКБ довольно значительно, но я не думаю, что руководство Киргизии пойдет на этот шаг. Его последствия могут быть весьма неоднозначны, потому что Киргизия сегодня в очень значительной степени зависит от российской экономической, военной и просто гуманитарной помощи, наиболее русофильская страна на постсоветском пространстве, в Центральной Азии, и этот разрыв может оказаться очень болезненным. Я не думаю, что дело дойдет до этого, во всяком случае, Киргизия никогда не станет первой в этом ряду. Есть еще Казахстан, в котором настроения недовольства ОДКБ чрезвычайно высоки, есть Армения, так что Киргизия может оказаться в ряду тех, кто недоволен, но если это уже начнет принимать такой организованный властный тренд».
Мнение о ситуации доктора исторических наук, профессора Алексея Малашенко:
Алексей Малашенко главный научный сотрудник ИМЭМО имени Примакова РАН «Кыргызстан — давний союзник России, и отношения, в общем, всегда были благополучные. Но тут возникает тот факт, что ОДКБ не то чтобы недееспособна оказывается, она проводит только маневры, эта организация, и к ней очень много претензий от Армении, от той же Киргизии, от Таджикистана, и отношение к ОДКБ все более и более скептическое. И с этой точки зрения то, что сейчас делает Жапаров, — это такой достаточно заметный тренд, особенно если учесть, что ходят упорные слухи о том, что та же Армения хочет выйти из состава ОДКБ, и кто тогда там останется? Жапаров и Кыргызстан — они, я бы сказал, мягко выражаясь, не слишком поддерживают российский курс в отношении Украины и так далее. И то, что Жапаров не приехал на съезд СНГ, — это свидетельство того, что Кыргызстан будет занимать все более независимую от России политику. Это риск для киргизов? Безусловно, риск. Но, очевидно, они в этой напряженности рассчитывают на то, что им как-то поможет Запад, им как-то поможет мусульманский мир, а самое главное, будут им помогать китайцы, если возникнут какие-то проблемы. И тут очень важно, какую реакцию мы увидим со стороны России. Реакция, по всей видимости, должна быть достаточно твердой, но не переходить определенные границы, потому что так можно растерять вообще всех союзников. Я не думаю, чтобы Жапаров как-то обиделся за то, что ему не вручили, что не было полного равенства, ну, может быть, это был не самый уместный ход — награждать президента Таджикистана в этой конфликтной ситуации, но это не самое главное, это даже не повод».
На данный момент в ОДКБ входят Россия, Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Таджикистан.
В середине сентября в МИД Казахстана опровергли появившуюся в социальных сетях информацию о намерении страны выйти из договора коллективной безопасности в 2023 году. А сегодня в ОДКБ сообщили, что генеральный секретарь организации отправился в Казахстан с рабочим визитом.
Ранее Армения решила не отправлять своих военных на учения ОДКБ на территории Казахстана, которые проходили с 26 сентября по 8 октября, из-за ситуации на границе с Азербайджаном. В российском МИД это решение назвали правом Еревана.