16+
Воскресенье, 21 апреля 2024
  • BRENT $ 87.39 / ₽ 8166
  • RTS1173.68
14 ноября 2022, 21:28 Общество

Перевозка российского зерна через Казахстан стала экономически нецелесообразной

Лента новостей

РЖД попросили казахстанских коллег снизить тарифы на транзитные перевозки зерна еще в сентябре, но изменений не последовало. В итоге маршруты поставок в Центральную Азию и Китай стали нерентабельны, особенно на фоне снижения цены на зерно

Фото: Олег Сизов/ТАСС

РЖД просят коллег из Казахстана уменьшить тарифы на транзитные перевозки зерна. Об этом пишут «Ведомости» со ссылкой на Российский зерновой союз и источники в РЖД. Эксперты же говорят чуть ли не о заградительных тарифах, из-за чего перевозка зерна через Казахстан стала «экономически нецелесообразной».

Как указывают источники в Российских железных дорогах, письмо коллегам из Казахстана с просьбой снизить транзитные тарифы, было направлено еще в сентябре. Изменений, впрочем, не произошло. Поставки российского зерна в Центральную Азию и Китай стали «экономически нецелесообразными», указывают в Российском зерновом союзе. Тревожность разделяют и аграрии, среди коллег разговоры только об этом, рассказал Business FM фермер, руководитель крестьянско-фермерского хозяйства Колесниковых Сергей Колесников:

— Рынок-то все равно для всех проблема. Низкие цены на зерно — мы, конечно, это чувствуем даже и по коллегам своим. Сворачивают все планы, люди в оторопении каком-то находятся. То есть цены нет, какой-то перспективы нет, цена на кукурузу еще упала (там меньше 10 рублей), пшеница чуть выше 10 рублей. В зерне сидят, продажи слабые.

— Продажи слабые, потому что экспорта нет?

— Да, то есть вы понимаете, мы на юге находимся, это все уходило в Новороссийск, грубо говоря, то есть на баржи и за рубеж. А сейчас продажи идут, но очень вяло. Все размышляют: стоит ли вкладываться в удобрения, инвестироваться?

Впрочем, не у всех есть проблемы. Фермеры, ориентированные на внутренний рынок, и только частично — на внешний, особых проблем за последние полгода не ощутили, отмечает гендиректор ростовской агрофирмы «Целина» Виктор Бородаев:

— Наше зерно все идет водой, с глубоководных портов — Ростов, Азов. Здесь на малые суда до 5 тысяч тонн идет загрузка, а дальше она перегружается на Тамани, в Новороссийске. А вот непосредственно уже получатели того зерна — я не знаю. Я знаю, кто у меня покупает, но оно идет всему миру. Раньше это были Турция, Египет.

— С февраля что-то изменилось?

— На экспорт отправляется зерно, даже скопление транспорта в пунктах приемки. Нельзя сказать, что мы пострадали, нет. Думаю, что немножко посложнее нашим коллегам, которые живут подальше от портов.

Сейчас, как уточняют «Ведомостям» в РЖД, российское зерно по железным дорогам не поставляется ни в Узбекистан, ни в Туркменистан, ни в Китай — а это были наши традиционные импортеры. Трудности есть с поставками в Афганистан, закрыта Киргизия. Казахстан мог бы стать спасением, однако транзитный тариф привязан к курсу швейцарского франка, поясняют в РЖД. Из-за этого перевозка зерна по российской территории обходится в несколько раз дешевле, чем по территории Казахстана. Но адекватная альтернативная логистика по России просто не была выстроена, нужды в ней не было все последние годы.

Строго говоря, высокие транзитные тарифы у Казахстана были всегда, Россию это устраивало. Однако в условиях жесткой подсанкционной ситуации, логистических ограничений, низкого курса доллара, а значит, переукрепленного с точки зрения экспортеров рубля ситуация заиграла по-новому, говорит главный редактор портала Agrotrend.ru Николай Лычев:

Николай Лычев главный редактор портала Agrotrend.ru «Есть информация о том, что казахская сторона в некоторых случаях либо реэкспортирует российское зерно, либо продает больше своего зерна, чем могла бы продавать, и потребляет российское. Текущий тариф невыгоден для экспорта российского зерна. В рамках Таможенного союза, да, в рамках неких договоренностей между странами, которые включены по Таможенному союзу, эти тарифы необходимо снизить. Альтернатива, конечно, есть. Если мы говорим про Китай, это экспорт российского зерна напрямую по железной дороге, в том числе и Забайкалье, Дальний Восток. Поэтому рано или поздно мы, конечно, вывезем те 56-60 млн тонн, которые запланированы, но нам нужно выровнять условия его перевозки, в том числе и ж/д тарифы и по России, и по Казахстану. Участники этого рынка ждут более льготных тарифов».

Никаких прямых санкций на российское зерно и удобрения пока не было наложено. Однако есть ограничения, затрагивают поставки косвенно — российским судам запрещают заход во многие порты, отказывают в страховках. Заманчивость стабильного экспорта на восток напрямую по железным дорогам выросла с февраля значительно.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию