О чем смогут договориться Владимир Путин и Си Цзиньпин? Комментарий Георгия Бовта
Лента новостей
В понедельник 20 марта начался трехдневный государственный визит председателя КНР Си Цзиньпина в Россию. В ходе начавшейся встречи Си Цзиньпин неожиданно заявил о своей уверенности в том, что россияне поддержат Владимира Путина на президентских выборах в 2024 году, хотя Путин еще не объявлял о намерении баллотироваться
В Москву с трехдневным визитом прибыл председатель КНР Си Цзиньпин. В первый день состоялись переговоры наедине на неформальном обеде с главой российского государства, 21 марта ожидаются переговоры как в узком, так и в широком формате.
Чего от них ждать?
Переговоры между главами России и Китая всегда привлекают внимание не только тем, какие официальные документы на них подписываются, но и многочисленными нюансами, при том, что запредельной открытостью в западной стилистике такие переговоры никогда не отличались. В этом плане первый же день пребывания Си Цзиньпина в Москве принес небольшую сенсацию.
Председатель КНР заявил о своей уверенности в том, что россияне поддержат Владимира Путина на президентских выборах в 2024 году, хотя Путин еще не объявлял о намерении баллотироваться. «Уверен, что российский народ сильно вас поддержит в ваших добрых начинаниях», — буквально сказал китайский лидер. Пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков поспешил разъяснить, что китайский лидер не располагает какой-то дополнительной информацией о возможности участия в выборах Владимира Путина. «Вы неправильно его услышали, Си Цзиньпин уверен, что через год россияне поддержат Владимира Путина. И здесь можно только разделить уверенность Си Цзиньпина», — так сформулировал фразу Песков. Хотя наверняка китайский руководитель спрашивал у Путина о его намерениях на следующий год и наверняка получил несколько более развернутый ответ.
Накануне визита китайский и российский руководители опубликовали статьи в главных газетах двух стран. Си Цзиньпин выступил в «Российской газете», а Владимир Путин в главной газете китайских коммунистов «Жэньминь жибао». Статья китайского руководителя была опубликована на первой полосе под большим портретом Си Цзиньпина. Статья российского президента была помещена на 3-й полосе и не была выделена как главный ее материал, она не сопровождалась портретом Путина. В то же время интересно, что встречать высокого китайского гостя в правительственный аэропорт «Внуково» отправился не лично российский президент, а вице-премьер Дмитрий Чернышенко, курирующий туризм, спорт и культуру. Путин в это время проводил коллегию МВД.
В статье Си Цзиньпина содержится очень высокая оценка нынешнего состояния российско-китайских отношений. Сказано, что Китай и Россия придерживаются концепции вечной дружбы и взаимовыгодного сотрудничества. В то же время в ней нет фразы о том, что развитию этих отношений «нет пределов», как было сформулировано в прошлогодней совместной декларации, подписанной во время Олимпиады в Пекине. Сказано, что двусторонние отношения основываются на принципах неприсоединения, неконфронтации и ненаправленности против третьих сторон. Подчеркнуто, что товарооборот по итогам 2022 года составил рекордные 190 млрд долларов США. Примечательно, что в статье Путина указана другая цифра — 185 млрд. Но в конце концов, между друзьями пять миллиардов туда — пять миллиардов сюда, это мелочи.
Статья Путина также отличается более резкой антизападной направленностью. Китайский лидер старался придерживаться более центристской позиции. Он подчеркнул, что «Китай и Россия твердо отстаивают ООН-центричную международную систему и миропорядок, основанный на международном праве, а также основополагающие нормы и принципы международных отношений, базирующиеся на целях и принципах Устава ООН...» В то же время председатель Си напомнил, что «за 70 с лишним лет китайско-российские отношения прошли весьма непростой путь. Оглядываясь на прошлое, мы глубоко осознаем, что сегодняшний уровень китайско-российских отношений дался нелегко, следует бережно сохранять неувядающую дружбу между Китаем и Россией». У Путина же ничего не сказано ни про «непростой путь», ни про то, как было нелегко. Зато гораздо больше уделено внимания конкретным совместным успешным проектам. В свою очередь, председатель Си всячески нахваливал китайский мегапроект «Один пояс — один путь».
Касательно украинского кризиса российский президент пишет, что «Россия открыта к политико-дипломатическому урегулированию украинского кризиса. Однако еще в апреле 2022 года мирные переговоры были прекращены отнюдь не нами. Будущее мирного процесса зависит исключительно от готовности к серьезному разговору с учетом сложившихся геополитических реалий». Путин также выражает признательность КНР «за взвешенную линию в связи с происходящими на Украине событиями, за понимание их предыстории и подлинных причин. Приветствуем готовность Китая сыграть конструктивную роль в деле урегулирования кризиса. Как и китайские друзья, мы выступаем за неукоснительное соблюдение Устава ООН, уважение норм международного права, в том числе гуманитарного. Привержены принципу неделимости безопасности, который грубо нарушается блоком НАТО».
Си Цзиньпин, в свою очередь, подчеркивает, что «Китай… неизменно занимает объективную и беспристрастную позицию, прилагает активные усилия к содействию примирению и мирным переговорам». И считает, что опубликованный недавно китайский мирный план по Украине из 12 пунктов «с учетом рациональных озабоченностей всех сторон максимально отражает единство взглядов мирового сообщества на преодоление украинского кризиса».
Следует ли из этого призыв к Москве подписаться под китайским мирным планом? Раз и Путин говорит, что «мы всегда открыты для переговоров», Москва вполне может смело высказаться в его поддержку, понимая изначально, что Киев все равно его отвергнет. За Киев уже высказался Вашингтон, откуда заявили, что скептически относятся к китайской инициативе и вообще российско-китайским попыткам заморозить данный конфликт на нынешней линии противостояния. «Прекращение огня на нынешнем этапе стало бы ратификацией российской победы», — заявил спикер Белого дома Джон Кирби. — Это будет означать признание российских территориальных приобретений».
The Wall Street Journal предполагала, что после визита в Москву Си Цзиньпин может созвониться с украинским президентом Зеленским. Пока подтверждений на официальном уровне этому не было. Очевидно, этот контакт поставлен в зависимость от того, насколько гибкой найдет позицию России председатель Си после переговоров с Путиным. При этом Зеленский в случае такого разговора вряд ли в любом случае отвергнет мирные инициативы Пекина, понимая, что в будущем, когда рано или поздно речь все-таки зайдет о мирном урегулировании, Китай будет в числе стран, которые смогут выступить гарантами этого мира. Понимают это и в Москве. Как и то, что Китай является сегодня в большой степени гарантом выживаемости российской экономики в условиях санкций.