16+
Суббота, 20 апреля 2024
  • BRENT $ 87.39 / ₽ 8166
  • RTS1173.68
4 мая 2010, 18:03 Компании

Лукашенко получил нефть с политическим эффектом

Лента новостей

Первые составы с венесуэльской нефтью прибыли в Белоруссию. Эффективность сотрудничества с заокеанским поставщиком в Минске пока не рассчитали. В экономическом отношении, возможно, и рассчитывать не на что

Президенту Белоруссии Александру Лукашенко нужен политический эффект от дружбы с венесуэльским коллегой Уго Чавесом. Фото: AP
Президенту Белоруссии Александру Лукашенко нужен политический эффект от дружбы с венесуэльским коллегой Уго Чавесом. Фото: AP

Первые составы с венесуэльской нефтью прибыли в Белоруссию. Эффективность сотрудничества с заокеанским поставщиком в Минске пока не рассчитали. Анонимные источники в правительстве страны сомневаются в качестве продукта, а эксперты и не ждут экономической отдачи. Если у сотрудничества и есть смысл, то только политический, указывают они.

На Мозырский нефтеперерабатывающий завод из Одесского порта прибыли два первых эшелона с венесуэльской нефтью — 117 цистерн совокупной емкостью около 10 тысяч тонн. Танкер, который привез эту нефть, отплыл от венесуэльских берегов еще 2-го апреля.

Всего в перевозке венесуэльской нефти в Белоруссию будет задействовано около 20 составов. Каждые сутки из Одессы в Мозырь будут отправляться по два состава. Суммарный объем «пробной» партии венесуэльской нефти составит 80 тысяч тонн. Нефть будет сливаться в специальный накопитель, и когда накопленная партия достигнет объема в 30-40 тысяч тонн, начнется ее переработка.

Венесуэла обязалась поставлять Белоруссии высококачественную нефть марки «Санта-Барбара», которая по составу превосходит российскую нефть марки Urals, поэтому технология ее переработки не должна вызвать затруднений. В ближайшее время лабораторные исследования уточнят характеристики продукта, будет выбран наиболее оптимальный вариант ее переработки. Глава белорусского правительства Сергей Сидорский сообщил, что поставки венесуэльской нефти в 2010 году могут составить 4 млн тонны, а через год объем ее импорта может возрасти до 10 млн тонн. Нефтепродукты будут, по его замыслу, продавать на экспорт. Белоруссия и Украина уже подготовили межправительственное транзитное соглашение по импорту этой нефти, а Литва в свою очередь предложила услуги Клайпедского порта.

Напомним, что договоренность о поставках нефти из Венесуэлы в Белоруссию была достигнута в марте 2010 года на встрече президентов двух стран в Каракасе.

Белорусские власти оценивают проект как окупаемый. Но гендиректор ЗАО «Белорусская нефтяная компания» Владимир Зубков заявил, что вопрос эффективности поставок венесуэльской нефти прояснится к середине мая. То есть уже, после того, как вся партия поступит на НПЗ.

В итоге может оказаться, что проект Белоруссии не выгоден. Содержание серы, ванадия и кокса в венесуэльской нефти в разы превышают оговоренные ранее параметры, передает минский портал afn.by, ссылаясь на источники в белорусской нефтяной отрасли. Правительство уже в курсе «проблемы» объемом в 80 тысяч тонн, передает агентство.

Экономического и технологического смысла в поставках венесуэльской нефти нет, считает независимый белорусский эксперт Леонид Заико. Происходящее напоминает ему сериал из сумасшедшего дома. Считать этот проект, в лучшем случае, следует политическим. По мнению эксперта, «идеей фикс» Александра Лукашенко является отстаивание своей независимости даже не от Кремля, а лично от Владимира Путина.

«Почему нефть надо возить с другого конца света? Белоруссии чтобы загрузить свои НПЗ на уровне 2009 года, надо импортировать 15 млн тонн нефти, но из Венесуэлы можно максимум получить только 5 млн тонн, поэтому в любом случае, о компенсации российских объемов речи быть не может», — указывает эксперт. Россия поставляет Белоруссии ежегодно более 20 млн тонн нефти и, например, только Мозырский НПЗ в мае должен переработать 630 тысяч тонн этого сырья.

Политолог предполагает следующую схему работы: нефтепродукты из российской нефти белорусские «полуолигархи» будут по прежнему после переработки отправлять в Европу по цене не менее, чем 1 евро за литр, а венесуэльскую нефть, которая окажется более тяжелой чем российская, пускать собственному населению. «Если бы я был президентом, то поступал бы точно также», — иронизирует эксперт.

«О рентабельности поставок говорить трудно. В любом случае нефть из Южной Америки обойдется дороже, чем из России, которая у нас под боком, — соглашается экс-председатель правления Национального банка Республики Беларусь (1991-1995) Станислав Богданкевич. — Но Чавес, мог ради дружбы с Лукашенко, послать танкеры и бесплатно, как это он делает, помогая Кубе. Лично я экономического смысла в таких поставках не вижу». Он говорит, что со стороны Лукашенко, это даже не политическая линия, «а капризы».

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию