16+
Суббота, 9 ноября 2024
  • BRENT $ 73.96 / ₽ 7253
  • RTS880.52
18 сентября 2023, 12:53 Право

Минюст хочет разрешить адвокатам звонить подзащитным в СИЗО по видеосвязи

Лента новостей

Это должно стать дополнительной возможностью к обычным полноценным встречам адвокатов с подзащитными, которые проходят лично и могут длиться несколько часов

Фото: Петр Ковалев/ТАСС

Обновлено в 15:00

Минюст предложил разрешить адвокатам звонить своим подзащитным в СИЗО по видеосвязи. Предложение вошло в поправки к закону «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».

Предполагается, что для этого на территориях СИЗО будут оборудованы два отдельных кабинета — для адвоката и для его клиента. В обоих помещениях установят двустороннюю видеосвязь, которая должна быть обеспечена защитой от прослушки в целях сохранения адвокатской тайны.

Идея такого формата появилась после того, как во время пандемии были введены особые режимы посещения изоляторов. Тогда ФСИН получила более 70 жалоб адвокатов, касающихся проблем со свиданиями, сетует Минюст.

Инициативу комментирует член ОНК Москвы трех созывов, правозащитник Ева Меркачева.

— В СИЗО сейчас электронные очереди, во многих СИЗО, по крайней мере. И записаться в такую очередь очень сложно. Кроме того, не хватает в целом адвокатских кабинетов, поэтому даже если человек записался, неизвестно, когда освободится этот кабинет, и очень часто адвокаты просиживают часами. При этом, как они сами говорят, иногда им нужно сообщить буквально какую-то короткую информацию своему подзащитному, например, когда будет рассмотрено дело или что он подал апелляционную жалобу, или там в каком состоянии родственники, может быть, кто-то, к сожалению, умер. Вся эта информация, повторюсь, очень небольшое количество времени могла бы занять, а адвокат для того, чтобы сообщить, вынужден ждать либо часами, либо вообще неделями. И в связи с этим была такая инициатива, она исходила в том числе от самих адвокатов, чтобы была возможность связаться быстро и передать короткую информацию своему клиенту. Но это только альтернатива, это ни в коей мере не должно заменять полноценных свиданий адвокатов с защитниками, когда соблюдается вся тайна их разговора, когда они могут проводить столько времени, сколько им угодно. Некоторым для того, чтобы подготовить своего подзащитного, например, к заседанию, требуется не один час, а там пять-шесть часов, и никто их ограничивать в этом смысле не должен. Для того, чтобы сделать видеосвязь гарантированно тайной, для того, чтобы там можно было обсуждать какие-то очень серьезные уже вопросы, должны быть созданы специальные системы защиты. Их, к сожалению, нет, и никто, я думаю, этим заниматься в ближайшем будущем не будет, и никаких гарантий того, что эта связь потом в записи не попадет, например к следователю, который хочет знать, о чем говорил адвокат со своим подзащитным, какие они там вырабатывали позиции и так далее, дать никто не сможет. Поэтому мы волнуемся только из-за одного, чтобы это была не замена, а именно альтернатива.

— Правильно ли мы понимаем, что не будет прописано обязательное наличие видеосвязи в каждом СИЗО, это не будет стандартом?

— Есть замечательная фраза, которая используется до сих пор во многих пунктах ПВР, правилах внутреннего распорядка исправительных учреждений, где сказано «по возможности» или «при наличии технической возможности». Я думаю, что, например, такую техническую возможности в «Лефортово» не будут изыскивать, потому что там до сих пор нет электронных писем например, спортзалов и так далее. А в других изоляторах, которые более прогрессивные и где менее, может быть, «повернуты» на системе изоляции, я думаю, ничего сложного не будет в том, чтобы это внедрить в ближайшее время.

Председатель московской коллегии адвокатов Grigoriadis Group Дмитрий Григориади отметил, что почти три четверти его встреч с подзащитными имеют бытовой или процессуальный характер. И их легко можно было бы перевести в формат видеосвязи, отмечает Григориади:

Дмитрий Григориади председатель московской коллегии адвокатов Grigoriadis Group «Во-первых, даже рутинное общение необходимо, потому как необходимо, допустим, перед заседанием срочно согласовать какую-то позицию, все равно, кто ее будет слушать, это вопрос общеюридический и процессуальный. И таких вопросов 70%, наверное, при общении адвокатов со своими доверителями, здесь как таковая тайна не нужна. Во-вторых, я вам честно скажу, вопрос тайны, мягко говоря, спорный даже сейчас, потому как у нас по закону в кабинете, где происходит общение между адвокатом и подзащитным, есть видеозапись, видеосъемка. Декларируется то, что идет только видео, аудио не идет, но есть много примеров, когда включали звук при предъявлении каких-то требований либо претензий адвоката либо его доверителя, если имело место какое-то нарушение закона. Я хочу сказать следующее: внедрять эти цифровые сервисы нужно. Мне как адвокату на 70-80% не особо нужна конфиденциальность, мне нужно утрясти вопросы процессуальные, бытовые, потому что человек когда попадает в следственный изолятор, это резкая смена его привычного образа жизни, и там в том числе у некоторых и суицидальное настроение появляется, то есть самое главное, чтобы такого общения у адвоката и его доверителя было больше».

Сейчас предложенные Минюстом поправки проходят общественное обсуждение, которое продлится до 28 сентября.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию