Изъятую у коллекционера картину Брюллова «Христос во гробе» впервые представят в Русском музее
Лента новостей
Написанная в уникальной технике работа — единственная не подписанная автором. Коллекционер Александр Певзнер выкупил картину у православного прихода в Брюсселе и в 2003 году ввез в РФ для экспертизы. В итоге полотно изъяла ФСБ
Обновлено в 16:48
Картину Брюллова «Христос во гробе» впервые покажут на выставке в Русском музее, которая приурочена к
В 2021 году Русский музей заявил об отсутствии ограничений на демонстрацию картины, а само произведение было включено в государственную часть музейного фонда. «Христос во гробе» — единственная картина Карла Брюллова, на которой нет подписи автора. Размер полотна почти два метра на полтора. Она была написана художником в 1845 году по заказу генерал-губернатора Финляндии графа Александра Адлерберга для его домовой церкви. В работе художник использовал редкую технику, называемую транспарентом. Картина пишется на тонком холсте, который для просмотра должен подсвечиваться сзади.
После убийства императора Александра II граф, бросив службу, вернулся в Германию, привезя с собой в том числе коллекцию картин, среди которых было и полотно Брюллова. Потомки Адлерберга завещали картину православному приходу в Брюсселе. В 2002 году настоятель прихода, оказавшись в бедственном финансовом положении, продал картину коллекционерам Александру и Ирине Певзнерам за 100 тысяч евро.
Они не были уверены в ее подлинности и повезли картину на экспертизу в Русский музей в
Полотно передали в Русский музей как вещдок. Как было записано в деле, «путем составления подложных таможенных деклараций» коллекционер без таможенного оформления и контроля беспрепятственно переместил полотно через границу. Стоимость «указанной картины, являющейся культурной ценностью, на тот момент составляла около 9,5 млн рублей». Спустя десять лет дело в отношении Певзнера прекратили за истечением срока давности, но картину конфисковали.
Певзнер, все это время проживавший в Германии, настаивал, что правомерно ввез полотно в Россию для реставрации. Он обращался во все российские суды, было решение вернуть ему картину, но Верховный суд это решение отменил, а Конституционный суд не принял жалобу к рассмотрению.
Во время презентации выставочных планов в Минкультуры глава Государственного Русского музея Алла Манилова назвала показ картины Брюллова «Христос во гробе» абсолютной сенсацией. «Ее впервые увидят люди. То, что мы представим ее на выставке, — это сенсация мирового значения», — сказала она.
Сколько сейчас могла бы стоить эта картина и какие вопросы остались у экспертов по поводу ее возвращения в Русский музей? Говорит директор аукционного дома ArtSale.info, искусствовед и коллекционер Константин Бабулин:
— В отрасли остались сомнения насчет того, насколько справедливо эту картину изымали, обсуждалось ли это?
— Государство может сделать в принципе все, что захочет, и законы под это дело будут подтянуты — это данность. Конечно, эта история не очень красивая. То есть человек привез картину с целью разобраться…
— Открыто вез картину для экспертизы в Русский музей.
— Но ввозил он ее как картину как бы неизвестного художника, с которым надо разобраться, а вывозить ему предстояло уже картину Брюллова. Поэтому здесь знаете как — по форме правильно, а по сути издевательство. Это серьезная проблема, кстати говоря. Во многих случаях это является препятствием для попадания в РФ картин такого высокого качества. Потому что, естественно, ввезешь, а что дальше произойдет — совершенно непонятно. И узнаешь, что самое плохое, ты об этом уже в момент пересечения границы, а не как-то заранее. Ты не приготовишься к каким-то осложнениям. Если бы он ввозил как Брюллова сразу — мог возникнуть налог на вывоз. А с учетом оценки в 10 млн долларов, 10% — это миллион, то есть мог бы ввезти, а вывезти обратно — это серьезные деньги. Я думаю, это и была основная причина, почему он ввозил как неизвестного художника. С другой стороны, он реально не знал, подлинная ли работа. Абсолютно спокойная ситуация, когда кто-то приобретает картину на любом мелком или даже крупном аукционе, и если к ней нет какой-то экспертизы, мы предполагаем, что это Айвазовский, Поленов или что-нибудь в этом духе, но окончательно мы будем это знать, когда приедем сюда и здесь экспертные организации это подтвердят. Поэтому формально тоже правильно ввозить сюда как неизвестного художника.
— А нельзя ли было в каком-нибудь другом музее получить такое заключение, не в России?
— Не в России невозможно. А вот то, что именно в Русский музей он отвез, возможно, здесь и была ошибка. Конечно, есть ряд серьезных экспертных организаций, институт Грабаря, НИНЭ имени Третьякова, Центр Репина и так далее, есть московские организации, которые, безусловно, пользуются доверием рынка и так далее. Поэтому, конечно, надо было обращаться к ним, а уже эти бы организации привлекали каких-то специалистов из музеев и так далее. Тем не менее, в общем, не важно. Где бы ни находилась эта картина, если информация дошла бы до каких-то государственных структур, там бы нашли как.
В Русском музее Business FM сказали, что не все так однозначно в истории Певзнера. Там утверждают, что коллекционер точно знал, что везет Брюллова, но задекларировал стоимость картины в 900 долларов. По словам музейщиков, он вел переговоры, заявляя, что хочет продать музею эту картину, а в итоге схитрил только для того, чтобы музей провел предпродажную экспертизу.
Но, несмотря на все противоречия, сейчас полотно будет выставляться с согласия самого Певзнера, утверждает замгендиректора по научной работе Государственного Русского музея Григорий Голдовский:
— Он давно разрешил?
— Несколько месяцев тому назад, он перезвонил мне и сказал, что не будет возражать и что озабочен только тем, чтобы реставрационные работы по этой вещи были квалифицированными и бережными.
— В отрасли, среди коллег есть какие-то сомнения в справедливости того, что происходило?
— Эта вещь по решению Верховного суда была поставлена на постоянный музейный учет, никаких других указаний на этот счет и решений не последовало, она включена в государственный музейный фонд.
— Реставрация была проведена?
— Реставрация еще не производилась. Тут вопрос сложный, требует значительной подготовки. Пока что сохранность не изменилась.
— А к выставке реставрация будет произведена?
— Нет. Никакой угрозы существованию произведения и его сохранности экспонирование не принесет. Картина была ввезена, как нам сообщили соответствующие органы, с нарушением законодательства. Второе — поскольку музей захотел ее приобрести, было принято решение о ее покупке Русским музеем с согласия владельца еще до того, как картина прибыла в Петербург, потому что мы ее видели и в Брюсселе. Там не все так просто и не все так однозначно. Более того, как я узнал впоследствии, цена, которую затребовал за нее владелец, в 3,5 раза выше, чем та, которую он заплатил. Наша экспертно-закупочная комиссия оценила ее в 400 тысяч долларов. Выяснилось, что он купил ее за 120 тысяч евро.
— В 2003-м, получается, да, были готовы купить?
— Да, владелец заявил, что, оказывается, он и не собирался ее продавать Русскому музею, несмотря на все его согласия, а привез ее, так сказать, ну, схитрил, чтобы провести здесь экспертное исследование. Потому что есть такой порядок для приобретения — нужно подробное исследование. Но никаких сомнений эта вещь не вызывала, поэтому он не смог ее вывезти, если бы он оценил ее хотя бы в ту стоимость, которую он заплатил за нее. Он знал, за что платит.
— Запросов к Русскому музею на проведение экспертизы стало меньше после этого инцидента, стали опасаться?
— Ничего подобного. Чего опасаться? У нас постоянно люди ввозили вещи и вывозили их, делали временный ввоз и вывоз. При временном ввозе 30% стоимости от оценки произведения вносится в государственную казну, которые, насколько я помню, при вывозе произведения владельцу возвращаются. Ясно одно, человек собирался продавать вещь, с этим предложением и пришел в Русский музей, а когда ее у него не конфисковали, но забрали для того, чтобы расследовать всю ситуацию, объявил, что он не хотел ее продавать. Дальше он оценил картину в 900 долларов, заявляя лукаво, что он сомневался в авторстве Брюллова. Но уверяю вас, это лукавство, потому что он ни в чем не сомневался. И эту вещь мы видели, она документирована, то есть все есть для того, чтобы сказать, что это настоящий Брюллов, а настоящий Брюллов 900 долларов не стоит.
В 2006 году государственным музеям было запрещено проводить коммерческие экспертизы.
Выставка пройдет в Михайловском замке в конце 2024 года. На ней будут представлены около 300 произведений живописи и графики художника.