«Бюджетные откаты» не заинтересовали следствие
Лента новостей
Вынесен приговор одному из фигурантов дела о хищении сотрудниками милиции около 30 млн рублей в аэропорту «Внуково». Адвокаты удивляются: следствие не заинтересовало происхождение перевозимой из Дагестана «налички» на сотни миллионов
- Почти детективная история
- Миллионы везли безбилетники и бортпроводники
- Версию о бюджетном происхождении денег проверять не стали
- Прослушка оказалась информативной
- Неожиданное признание
Солнцевский суд Москвы вынес приговор одному из фигурантов дела о хищении около 30 млн рублей в аэропорту «Внуково» сотрудниками московского управления внутренних дел на воздушном и водном транспорте (УВД на ВВТ).
Лейтенант Марат Юнусов, заключивший сделку со следствием, получил 3 года и 9 месяцев лишения свободы. Дело в отношении трех других обвиняемых продолжает расследоваться. Они настаивают на своей невиновности. Всех обвиняют в превышении должностных полномочий, краже и служебном подлоге (статьи 286, 158 и 292 УК).
Поскольку Юнусов полностью признал свою вину, его дело слушалось в особом порядке — без проведения судебного следствия. Судья лишь дважды вышел в процесс — чтобы удостовериться, что подсудимый подтверждает свою позицию, и чтобы озвучить назначенный срок. К тому, что он получит реальное лишение свободы, находившийся под подпиской о невыезде Юнусов был явно не готов. По всей видимости, он рассчитывал на то, что суд назначит ему наказание, которое он уже отбыл в ходе следствия — 8 месяцев лишения свободы. Однако на руках бывшего милиционера вновь защелкнулись наручники.
История, в центре которой оказались четверо сотрудников отделения по борьбе с преступлениями в сфере экономики УВД на ВВТ, началась 17 сентября 2008 года. В этот день милиционеры задержали в аэропорту «Внуково» двоих: сотрудника частного охранного предприятия «Карат» Шамила Мамилабагандова и официально не работавшего Кураммагомеда Алиева. Они прибыли рейсом из Махачкалы и привезли с собой 15 спортивных сумок. В них оказались 359,5 млн рублей, 1,7 млн долларов и 645 тысяч евро. При этом в сопроводительных документах говорилось, что они доставили в столицу «печатную продукцию».
Вместо того, чтобы проследовать в автобус для пассажиров, курьеры прямо на летном поле принялись выгружать из багажного отделения неоформленный багаж. Затем оперативники с грузом в сопровождении понятых и курьеров проследовали в дежурную часть ЛОВД «Внуково». Дальнейшее развитие событий напоминало кадры боевиков. Здание ЛОВД окружила толпа из полусотни дагестанцев, требовавших вернуть деньги и угрожавших, что пока их не отдадут, никто наружу не выйдет. А наиболее ретивые даже перегородили выход из ЛОВД машинами. Для того, чтобы разрядить ситуацию, пришлось вызывать ОМОН.
Изъятые деньги начали пересчитывать на месте, в ЛОВД. Процесс растянулся далеко за полночь. Оказалось, что суммы значительно превышают те, которые были указаны в сопроводительных документах. Этим, как считают следователи, и решили воспользоваться начальник отделения по борьбе с преступлениями в сфере экономики УВД на ВВТ майор Александр Адамов и подчиненные ему оперуполномоченные — лейтенант Марат Юнусов, а также майоры Сергей Чечель и Игорь Воронов.
По версии следствия, после того, как Мамилабагандов и Алиев в присутствии понятых подписали акт (в нем была указана изъятая сумма), стражи порядка попросили курьеров поставить на чистых листах свои подписи — якобы для проведения почерковедческой экспертизы. А когда же те покинули ЛОВД, подменили одну из страниц акта, занизив общую сумму перевозимых денег. Следствие утверждает, что затем милиционеры забрали из сумок чуть больше 20 млн рублей.
Миллионы везли безбилетники и бортпроводники
Через два дня ситуация повторилась. У сотрудников милиции появилась оперативная информация, что 19 сентября в Москву тем же рейсом вновь повезут деньги, а на борту самолета находятся два безбилетника. «Зайцев» действительно поймали. С собой они везли три сумки, в которых было 47,6 млн рублей. Примечательно, что часть спрятанного багажа сотрудники ЛОВД обнаружили в холодильнике для еды у стюардов, а одним из безбилетников оказался бортпроводник, летевший не в свою смену.
Согласно обвинению, вскоре в ЛОВД появились Адамов, Чечель и Юнусов. Они произвели досмотр сумок, похитив из них 8,103 млн рублей.
Обвинения Адамову и его подчиненным предъявили только в июне 2009 года. Милиционерам вменили превышение должностных полномочий, кражу и служебный подлог (статьи 286, 158 и 292 УК). Тогда же все четверо были арестованы.
А вскоре разразился скандал — в рамках расследования дела прошли обыски в столичном офисе футбольного клуба «МВД России». Следователи проверяли версию о том, что краденые миллионы могли достаться милицейскому руководству, которое потратило их на финансирование деятельности клуба. В то время президентом клуба являлся прямой начальник арестованных милиционеров, глава департамента обеспечения правопорядка на транспорте МВД генерал-лейтенант милиции Вячеслав Захаренков. Вице-президентом был непосредственный руководитель задержанных — начальник московского УВД на ВВТ генерал-майор милиции Юрий Кулик. Однако сведения не подтвердились.
Версию о бюджетном происхождении денег проверять не стали
Зато в деле имелась другая информация, на которую, по мнению защитников обвиняемых, следствие упорно не хотело обращать внимание: о том, что изъятые деньги ни что иное как «откаты», предназначавшиеся чиновникам от реализации в Дагестане различных государственных программ.
Выяснять происхождение денег следствие почему-то не пожелало, хотя это было легко установить — изъятая наличка находилась в банковских упаковках.
Права на деньги, изъятые 17 и 19 сентября во «Внуково», предъявили четверо бизнесменов. Одного из них — числящегося менеджером ООО «Галерея-ЮМ» жителя Махачкалы Адильбека Гитинова — вскоре самого арестовали за незаконную предпринимательскую деятельность (статья 171 УК). Установлено, что вместе с двумя другими коммерсантами он с апреля по ноябрь 2008 года обналичил 246,447 млн рублей за 0,6%.
«Несмотря на то, что Адамов обратился в Главное следственного управления ГУВД Москвы и сообщил об эпизодах, связанных с перевозкой наличных денег в Москву 17 и 19 сентября, они почему-то в обвинение Гитинова не вошли, хотя относились к инкриминируемому ему периоду », — отмечает его защитник Владимир Саруханов.
Приговор Черемушкинского суда, вынесенный Гитинову и его подельникам 28 октября 2009 года, оказался удивительно мягким. Суд назначил им наказание в виде семи месяцев лишения свободы и обязал выплатить штраф по 50 тысяч рублей. И опять дело слушалось в «особом порядке» в связи с полным признанием вины подсудимыми.
Прослушка оказалась информативной
На протяжении многих месяцев адвокаты обвиненных милиционеров пытались добиться от следствия разрешения на получение из Черемушкинского суда материалов прослушивания телефонных переговоров Гитинова из его уголовного дела. Их содержание подтверждало: задержанные Адамовым и его подчиненными деньги вовсе не средства «тружеников села», а чистая обналичка, имеющая криминальное происхождение. Арест же милиционеров решал сразу несколько проблем: деньги вернули так называемым владельцам, милиции отбили всякую охоту даже близко подходить к набитым деньгами сумкам, а «внуковскому» каналу обеспечили возможность работать и дальше.
Только к концу следствия защите удалось добиться приобщения к делу Адамова и других материалов прослушивания Гитинова. «Здесь все: и подтверждение бюджетного происхождения обналиченных денег, имена и должности соучастников, в том числе представителей правоохранительных органов, схема уходы от налогов, а также имена тех, кому надо платить за решение вопроса о возвращении денег», — написала в своем обращении в администрацию Президента РФ, Госдуму и Совет Федерации мать обвиняемого Изабелла Адамова.
По ее словам, из полученных материалов видно: Гитинов не скрывает — он рассчитывает, что после возбуждения дела против оперативников канал перевозки денег через аэропорт может быть восстановлен.
Неожиданное признание
Интересно, что после появления в деле материалов прослушки, в 20-х числах января 2010 года последовало неожиданное признание Марата Юнусова. «Видимо, за праздники с ним хорошо поработали, пообещав в обмен на признательные показания свободу и минимальный срок», — предполагают защитники обвиняемых. Свою роль в деле милиционер постарался свести к минимуму, заявив, что «за работу» Адамов дал ему всего лишь 10 тысяч рублей. Юнусова действительно отпустили из-под стражи, и вплоть до решения суда он находился на свободе.
Пока неизвестно будет ли экс-милиционер обжаловать приговор суда, который оказался не столь мягким, как он рассчитывал.
Что же касается Александра Адамова, Сергея Чечеля и Игоря Воронова, то все они продолжают отрицать свою причастность к инкриминируемым преступлениям. «Адамов и его подчиненные действовали не по собственной инициативе, а на основании официального постановления своего руководства, — утверждает Владимир Саруханов. — У них имелась оперативная информация о том, что только в 2007 году в столицу было доставлено по воздуху из Дагестана около 100 млрд рублей, и такие «денежные рейсы» летают в Москву по несколько раз в неделю».
По словам защитника, сейчас следствие старается побыстрей направить основное дело в суд. «Дело в том, что 9 июня истекает предельный срок содержания обвиняемых под стражей», — объяснил он BFM.ru. На днях Мещанский суд столицы ограничил Адамова в сроках ознакомления с материалами дела до 20 мая. «По сути, мой подзащитный должен за оставшиеся время изучить шесть томов дела, некоторые из которых насчитывают до 600 страниц», — отметил адвокат.