Евросоюз не смог согласовать новый пакет санкций из-за Латвии и Литвы
Лента новостей
Рига и Вильнюс потребовали не продлевать положение, позволяющее западным юридическим лицам работать в РФ. По мнению стран, время, которое было дано компаниям для сворачивания бизнеса на российском рынке, было «более чем достаточным»
В пятницу, 6 декабря, страны ЕС планировали одобрить 15-й пакет санкций, но Литва и Латвия отказались продлевать действие одного из пунктов санкций, введенных еще два года назад. Он позволял европейским компаниям продолжать работу на российском рынке. Это должно было помочь бизнесу, который намерен уйти из России, но не способен сделать это в силу разных причин.
Как пишет Politico, Германия, Франция и другие страны ЕС планировали снова пролонгировать эту возможность. Однако Литва и Латвия сказали, что все, кто хотел, уже ушли и пора прикрыть эту лазейку.
О том, почему они пошли на этот шаг, учитывая, что латвийский и литовский бизнес в какой-то мере продолжает торговые отношения с Россией, говорит профессор СПбГУ, президент Российской ассоциации прибалтийских исследований Николай Межевич:
— Есть ли вероятность, что они пытаются таким образом выгадать что-то от ЕС?
— Думаю, что задача Латвии с Литвой — обозначить свои проблемы и для компенсации этих проблем попросить немного денег у Европейского союза.
Европейская статслужба летом сообщала о том, что Россия стала главным торговым партнером Латвии за пределами ЕС: товарооборот по итогам первого квартала 2024 года подбирается к полумиллиарду евро. Более новых данных пока нет.
Остальная часть 15-го пакета санкций преимущественно касается ограничений против китайских компаний — производителей дронов и российских газовых и нефтяных танкеров. Число подсанкционных судов планируется увеличить вдвое, до 75.
О том, как это отразится на отрасли, говорит ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета Станислав Митрахович:
— Как это может сказаться на РФ?
— Речь идет о том, чтобы в рамках теневого флота танкеры меняли владельцев, порт приписки, флаг и так далее, место в реестре. Это все удорожает работу танкеров, делает более высокими транзакционные издержки, то есть издержки на взаимодействие, но это не блокирует нефтяной экспорт. Возможно, придется больше платить дисконта на российскую нефть, потому что именно в дисконте сидит премия для тех судовладельцев и тех страховщиков, которые готовы работать с Россией. Поэтому увеличение дисконта — это, считайте, плата за то, чтобы с нами продолжали работать. Дисконт носит вполне приемлемый уровень, около 13, по-моему, долларов сейчас за баррель нефти.
Что касается 15-го пакета санкций, то в ЕС есть еще одно разногласие: Словакия требует оставить ей право экспортировать очищенную российскую нефть в Чехию для своего единственного НПЗ Slovnaft, принадлежащего венгерской компании MOL Group.