МВД хочет разрешить следователям блокировать счета фигурантов уголовных дел до десяти суток
Лента новостей
Такой срок обусловлен сложностью получения в более короткое время сведений о принадлежности банковских счетов или электронных кошельков, использовавшихся в преступной деятельности
Обновлено в 16:15
МВД предлагает разрешить следователям блокировать счета фигурантов уголовных дел до решения суда на срок не более десяти суток. Соответствующие поправки в Уголовно-процессуальный кодекс планирует обсудить правительственная комиссия по законопроектной деятельности, пишут «Ведомости».
Срок в десять суток обусловлен сложностью получения в более короткое время сведений о принадлежности банковских счетов или электронных кошельков, использовавшихся в преступной деятельности, а также доказательств, дающих основание для наложения ареста на имущество. Последняя мера осуществляется только по решению суда.
Кроме того, законопроект предлагает обязать операторов по переводу денег предоставлять следователям необходимую информацию не позднее трех рабочих дней с момента поступления запросов.
Проект разработан в целях повышения эффективности противодействия преступлениям, совершаемым с помощью IТ. Сейчас каждое третье преступление совершается в цифровой среде. Более 80% из них занимают дистанционные хищения.
Говорит старший партнер адвокатского бюро ЗКС Денис Саушкин:
Денис Саушкин старший партнер адвокатского бюро ЗКС «Благими намерениями выстилается дорога в ад для бизнеса. Законопроектом предусмотрено, что следователь может поставить ограничение на управление счетом на срок до десяти дней. В течение этого срока он должен подготовить материал и обратиться в суд для продления срока, по закону, на весь срок следствия, который в данный момент предусмотрен. Но срок следствия может быть продлен неограниченное количество раз, и в практике получается, что эти денежные средства застревают надолго. В данном законопроекте не указано, по каким именно статьям можно проводить данные блокировки, причем надо отметить, что блокировка делается до решения суда. К сожалению, сейчас блокировка даже по решению суда происходит очень плохо, суды не разбираются и не погружаются в вопрос принадлежности счетов данных компаний преступникам, действительно ли деньги на счетах этой компании получены преступным путем, этим всем суды сейчас не занимаются. Следователь просто просит арестовать, и арестовывают. А если мы дадим следователям возможность в принципе без суда арестовывать любые счета любых компаний по всем статьям Уголовного кодекса, то, к сожалению, по опыту это очень часто будет приводить к злоупотреблениям. Законопроектом не предусматривается вообще никаких гарантий прав добропорядочных участников бизнеса. Может быть такая ситуация, что вы спокойно занимаетесь бизнесом, следователь по каким-то причинам подумал, что на ваш счет поступили деньги либо через него транзитом куда-то деньги улетели дальше. Он просто берет, делает приостановку на десять суток, в течение этого времени готовит материал для того, чтобы наложить длительный арест на сам счет, а не на деньги, после чего снять этот арест очень-очень сложно. Там даже не предусмотрено защитных механизмов по сумме. То есть может быть такая ситуация, что по каким-то причинам через счет прошло две тысячи рублей, а следователь будет приостанавливать все возможные операции. И если в этот момент срочно необходимо за что-то рассчитаться, это сделать просто невозможно. Ну и также мы не исключаем вопросов простейшей ошибки. Бывали в практике случаи, когда ошибались на одну цифру. Ставили блокировку, и у компании были огромные проблемы. Единственное, что предусмотрено, в случае несогласия вы можете обжаловать действия в суде, но, по нашей практике, обжалование данного действия в суде — это три-четыре месяца, все это время счет будет арестован».
Комментирует адвокат Андрей Гольцблат:
Андрей Гольцблат адвокат «В проекте сказано «при наличии оснований». Значит, нужно усмотреть это наличие оснований, что тоже само по себе требует времени. Таким образом, мне кажется, скорее всего, следователи будут применять эту норму независимо от того, увидели они основания или не увидели они основания. Потому что эта норма не подлежит оспариванию, ее невозможно оспорить в срок десяти дней. Это еще один инструмент оказания воздействия на бизнес, на бизнес-процессы. Мне кажется, бизнес в сегодняшней ситуации и так со всех сторон внимательно наблюдается, и еще одна мера не будет положительна для него. А также отсутствует любая ответственность за незаконное применение этой нормы. Следователь может применять эту норму в отношении любых счетов, неважно, связаны они с электронными платежами. Я понимаю логику введения этой нормы, потому что за тот короткий период, пока суд рассмотрит обращение следственного органа о приостановке операций либо об аресте счетов, счета могут быть обнулены. В этом случае должна быть ответственность за незаконную приостановку по операциям — либо материальная, либо какая-то еще, потому что, если при сегодняшней ставке рефинансирования 21% на десять дней замораживаются транзакции, это уже какой-то ущерб. Наверное, будут жалобы руководству, руководство как-то будет реагировать. Но насчет массовости — не знаю, все зависит от того, как будет реагировать суд на подобные решения, будет ли он потом выносить арест, судебное решение или нет».
За десять месяцев этого года кибермошенники похитили у россиян более 158 млрд рублей.