16+
Пятница, 5 декабря 2025
  • BRENT $ 63.23 / ₽ 4867
  • RTS1087.50
28 июля 2025, 18:45 Компании

«Аэрофлот» подвергся беспрецедентной хакерской атаке. Сколько времени уйдет на восстановление?

Лента новостей

«Аэрофлот» продолжает восстанавливать свои системы после масштабного сбоя, но не может вернуть деньги за отмененные вылеты. Звучат разные оценки сроков возобновления работы — от пары суток до полугода. Из-за этого сильно разнятся и оценки ущерба

Фото: Кирилл Кухмарь/ТАСС

Авиакомпания отменила 54 рейса, еще 206 рейсов готовятся к выполнению, сообщили в Минтрансе. Приоритет в расписании отдан рейсам на Дальний Восток, в Калининград, Сочи, Минеральные Воды и за рубеж.

Несколько десятков рейсов «Аэрофлот» вынужден был отменить одномоментно, когда стало понятно, что доступа ни к серверам, ни к базам данных нет. Авиакомпания смогла выполнить лишь те рейсы, которые были обработаны заранее. Блогер, автожурналист Павел Федоров собирался в Минск в составе группы, ехали тестировать новую Lada Iskra:

Павел Федоров автоблогер «Мы с группой коллег должны были вылетать в Минск, у нас большая делегация — 16 человек, едем тестировать новую Lada Iskra. И вот уже стояли просто у гейта, ждали посадки, внезапно сказали, что нет, рейс отменен. Причем не задержан, не перенесен, именно отменен. Пошли выяснять, в чем дело, весь борт направился к двум окошкам «Аэрофлота», и тут выяснилось, что зависла система. То есть проблема не в конкретном самолете, а именно в системе, потому что сами сотрудники компании не знали поначалу, что делать, как возвращать багаж и так далее. Скопилась приличная очередь людей, потому что у многих пересадочные рейсы в Белоруссии куда-то еще, люди нервничали: у кого-то отдых, у кого-то командировки. Попытки поменять на следующий рейс «Аэрофлота», который летит, тоже ничем не увенчались, потому что сказали, что непонятно, полетит он или нет. В итоге мы приняли решение, что летим другой авиакомпанией, и сейчас едем в аэропорт «Домодедово». Пришлось отстоять очередь, чтобы получить штамп об отмене рейса, багаж обратно весь выгрузили на ленту. Пришлось спуститься, еще раз пройти таможенный контроль и выйти. Поначалу было путано все, просто потому что непонятно, что делать, куда идти, как получать багаж, как вернуть билеты. У кого-то электронный билет, у кого-то бумажный, нужен этот штамп, не нужен. Всего два-три окошка, каждый пассажир пытается объяснить авиакомпании свои проблемы дальнейшие — пересадочные, трансферные, все стоят в одной большой очереди. И вот один, второй, третий, несколько рейсов подошли. При этом рейсы других авиакомпаний вылетали, насколько мы видели, там много в Турцию рейсов, и, в общем-то, самолеты улетали».

В итоге Павел улетел в Минск другой авиакомпанией: еще раз прошел таможенный контроль, оформил багаж, заодно отстоял очередь, чтобы получить штамп об отмене рейса. Пара окошек, по его словам, с огромной очередью не справлялись. Некоторые пассажиры рассказали Бизнес ФМ, что невозможно было даже понять, отправляется ли твой рейс. Не получалось ни зайти в личный кабинет, ни дозвониться на горячую линию, жалуется Ольга, которая должна была улететь из «Шереметьево» в Орск:

«Сдали багаж, все в порядке, прошли досмотр уже, дошли до дьюти-фри, первое табло висит, написано: 103-й выход. Зашли в магазин, в один, другой, до второго экрана доходим, и уже написано, что рейс отменен, и толпа стоит, на табло много красных надписей, что много рейсов отменены, не только наш. Рядом с этим экраном девушка сидела, она всех отправляла обратно к сотрудникам «Аэрофлота». Пошли туда, там толпа, очередь от самого экрана до выхода, где уже досмотр начинался. Вышли все в зал, где регистрация проходит, кто куда, на кассах «Аэрофлота» куча народу стояла, мы пошли обратно к стойкам регистрации, чтобы забрать, я понимала, что деньги никто не вернет, что нужно багаж обратно забирать. Подошли, они там шептались-шептались, молодые сотрудники, на стойках регистрации: информации никакой не обладаем, все через кол-центр. Я говорю, вы сами хоть раз дозванивались до своего кол-центра? Спустились на первый этаж, там уже тоже куча мала, целые чемоданы на одной ленте, на второй, и никаких обозначений, что это с того рейса сняли багаж, это с того, просто куча мала, толпа людей, чемоданы туда-сюда кидают, как хочешь, так ищи свои чемоданы. С ленты снимают на пол. Мы искали наш багаж больше часа».

Позднее начали появляться подробности: причиной масштабного сбоя в работе стала хакерская атака. Возбуждено уголовное дело о неправомерном доступе к компьютерной информации, сообщили в Генпрокуратуре. Одна из хакерских группировок взяла на себя ответственность и уточнила, что находилась внутри корпоративной сети авиакомпании больше года, без особых проблем получала данные компании, включая корпоративную почту и внутренние документы, и даже уничтожила семь тысяч физических и виртуальных серверов.

Хакеры сообщили, что IT-инфраструктура была построена на старых операционных системах, пароли не менялись годами и так далее. Оценить сроки восстановления работы пока затруднительно, говорит авиаэксперт, главный редактор портала FrequentFlyers.ru Илья Шатилин:

Илья ШатилинИлья Шатилин авиаэксперт, главный редактор портала FrequentFlyers.ru «Непонятно, какой масштаб атаки. Хакеры, понятное дело, склонны преувеличивать последствия. При этом они перечислили системы, в том числе те, которые уже несколько лет не используются. В частности, система бронирования Sabre. Говорить о том, сколько продлится восстановление, трудно. Если вспомнить другие крупные сбои, которые были у разных авиакомпаний мира, то они длились до трех-пяти дней. Сбой инфраструктуры не означает, что все бизнес-процессы компании полностью парализуются. Просто часть процессов приходится проводить без использования IT-инфраструктуры, что тоже возможно, бумажный документооборот, живых людей никто не отменял, просто у них меньше производительность».

На полное восстановление работы «Аэрофлота» может уйти от нескольких дней до полугода — звучат даже такие оценки. Потенциальный ущерб из-за этого варьируется от 10 млн до 50 млн долларов. У авиафирмы, по словам IT-экспертов, должны быть бэкапы всех чувствительных систем, и в этом случае восстановление должно пройти в сжатые сроки.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию