Центробанк подключат к платежным терминалам
Лента новостей
Центробанк обяжут следить за терминалами по приему платежей. Бизнес сразу потеряет часть прибыли. Зато клиенты, привыкшие платить через терминалы, теперь будут знать, куда жаловаться

В рамках создания национальной платежной системы Центробанк обяжут следить за терминалами по приему платежей. На первом этапе этот бизнес не досчитается части прибыли, но клиенты, привыкшие платить через терминалы, поймут, кому жаловаться в случае конфликтов.
Регулятором оборота денег через платежные терминалы предполагается назначить Центральный банк России. Об этом заявил директор департамента финансовой политики Минфина Сергей Барсуков на конференции по развитию российской национальной системы пластиковых карт 22 июня.
Чиновник отметил, что в настоящее время Минфином подготовлена новая редакция законопроекта «О национальной платежной системе». По его словам, в этот законопроект, согласно новой редакции, включено положение о терминальных платежах. Документ должен быть представлен в правительство России к 1 сентября 2010 года.
Сегодня законодательство России организовано так, что любое юридическое лицо может приобрести платежный терминал, поставить его на своей площади (или договориться об аренде участка торгового павильона размером метр на метр), заключить агентский договор с какой-нибудь системой, обрабатывающей денежные платежи, назначать и получать комиссии с этого терминала.
Единственным правилом, который сегодня формализует работу платежных терминалов, является вступивший в силу с 1 января 2010 года нормативный акт, обязывающий владельцев платежных терминалов использовать фискальные аппараты и перейти на обслуживание в банки, то есть открыть в банке расчетный счет и сдавать в банк наличные средства. Банк выступает и налоговым агентом владельца терминала — то есть следит за своевременностью и полнотой уплаты налогов.
Изменить положение вещей правительство заставила неразбериха на этом рынке. Кризис 2008-2009 годов был ознаменован тем, что платежи через терминалы вдруг стали для клиентов платными. Это происходило на фоне роста ставок по кредитам, введения платных услуг банков по информированию клиентов о состоянии счета — по смс, е-мейлу или при выписке на бумаге в отделении банка. В тот период некоторые банкиры активно пытались объяснить населению, что раньше комиссию за перевод денег в адрес банка платил сам банк, а в кризис это делать накладно. Некоторые банки отмалчивались, вычитая из поступившего платежа клиента плату системе, и оповещая клиента через месяц — другой, что у него образовалась задолженность. К кому аппелировать в конфликтной ситуации, клиенты не знали — терминалы были неподотчетны никому, и банки, как правило, имели право начислять клиенту штрафы.
«Если говорить о тех платежных терминалах, что стоят в переходах и супермаркетах, то тут контроль, безусловно, нужен, поскольку совершенно непонятно, кому эти терминалы принадлежат, и кто и по каким принципам устанавливает в них комиссии за платежи, — говорит начальник управления пластиковых карт РосЕвроБанка Сергей Варганов. — Так что инициатива Минфина вполне справедлива».
«Для клиентов платежных терминалов в части пользования услугами никаких изменений вообще не произойдет», — сказал BFM.ru директор по прямым продажам и маркетингу Банка «Хоум Кредит» Денис Власов. Он объясняет, что закон должен регламентировать систему контроля над количеством принятых терминалом денежных средств и регулирование комиссий.
«Система контроля со стороны ЦБ должна обеспечить регистрацию всех платежных терминалов с обязательным электронным информированием регулятора о количестве поступающих в терминал денег, что повлечет увеличение налогооблагаемой базы с терминалов, и, как следствие, рост поступающих в казну налогов», — считает Денис Власов. По его словам, для бизнеса это, безусловно, убытки. Но у клиентов же теперь появляется конкретная инстанция, куда можно обратиться с целью решения возникающих проблем.
«Это совершенно необходимо, потому что, как многим известно, дозвониться по указанным на терминалах номерам бывает практически невозможно», — объясняет специалист. Так же он надеется, что новый закон, наконец-то, отрегулирует ставки комиссии, и сделает их более-менее единообразными и адекватными сумме денег, «загруженной» в терминал. То есть чем больше платеж — тем, меньше комиссия. С точки зрения клиента — это безусловный плюс, платить придется меньше.
Денис Власов резюмирует: клиенты получат возможность решить проблемы, обратившись к «контролеру» и перестанут быть «жертвами» неоправданно высоких комиссий. Бизнес на первом этапе понесет убытки за счет увеличения налогов. Кроме того, Власов не исключает, что наиболее сильные «белые» игроки вытеснят остальных.
Рекомендуем:




Рекомендуем:



















