16+
Воскресенье, 14 декабря 2025
  • BRENT $ 61.22 / ₽ 4881
  • RTS1082.41
22 ноября 2025, 17:04 Стиль жизниКино

В российский прокат вышел фильм «Сущность» с Бенедиктом Камбербэтчем

Лента новостей

Это психологическая драма про переживание утраты, где боль материализуется в ворона. Несмотря на предсказуемость метафоры и спорность ее решения, картина передает всю глубину атмосферы горя

Фото: Кадр из фильма «Сущность»

В центре сюжета фильма «Сущность» с Бенедиктом Камбербэтчем в главной роли — художник, потерявший супругу и оставшийся наедине с двумя маленькими сыновьями. Отчаяние накрыло его с головой, он не в силах справиться с родительскими обязанностями и собственным горем. Он закрывается в своем уединенном мире и пишет тревожный графический роман. И вскоре его персонаж — большой черный ворон — «переезжает» с бумаги в его дом. Рожденный в глубинах подсознания художника, он становится голосом его совести и страха и подвергает жесткой оценке каждый его поступок. Ворон методично разрушает последние опоры его психики, становясь зримым воплощением непрожитого горя. Трагедия художника усугубляется осознанием, что его творчество, когда-то бывшее источником света, теперь порождает монстров.

«Сущность» — дебют режиссера-документалиста Дилана Саузерна в игровом кино. Он был представлен в этом году на кинофестивалях Sundance и Berlinale. Фильм снят по мотивам бестселлера Макса Портера «Горе — это штука с перьями», который, в свою очередь, вдохновлен биографией британского поэта Теда Хьюза (у него тоже есть цикл про ворона как метафору утраты и скорби). Вероятно, Саузерн отсылает нас и к поэзии Эдгара Аллана По. Образ ворона, то проявляющего почти человеческую мудрость, то обнажающего животную природу скорби, создает ощущение вторичности.

У кинокритика, автора телеграм-канала «Кино с Ларисой Малюковой» Ларисы Малюковой противоречивые чувства:

Лариса МалюковаЛариса Малюкова кинокритик, автор телеграм-канала «Кино с Ларисой Малюковой» «Картина интересна тем, что она снята в жанре магического реализма с элементами мистики, это постхоррор или хоррор скорби. Чего мне не хватило? Мне кажется, что эта картина — бенефис актера Камбербэтча. Авторы очень сосредоточились на взаимоотношениях горя, олицетворением которого является ворон, и художника, но на все остальное живое пространство не хватило сил или времени. Но эта картина хороша тем, что она помогает не столько спастись от отчаяния, в которое человек погружается в момент утраты, сколько научиться с ним каким-то образом сосуществовать. Это поединок. Неизвестно, кто выигрывает: вот эта сущность внутри человека или сущность, которая помогает жить дальше».

Бенедикт Камбербэтч в роли отчаявшегося отца и вдовца прекрасен. Он создает многогранный портрет человека на грани распада, где каждая эмоция имеет оттенок и полутон. Эта эмоциональная интенсивность не всегда находит опору в развитии сюжета, но ты веришь ему.

Визуальный ряд картины — это суженный кадр с затемненными краями, тесные комнаты, ведущие в никуда лестницы, искажающие реальность оконные стекла. Это усиливает ощущение замкнутости и погруженности в личную трагедию. Однако порой проступает нехватка содержательной глубины, да и все хоррорные детали предсказуемы.

Несмотря на формальность и многочисленные шаблонные элементы, все это работает. Продолжает независимый кинокритик Иван Афанасьев:

— Кино в некоторых моментах достаточно вторичное, временами довольно пошлое: нет более заезженного образа, чем ворон в фильме про скорбь. Но при этом самым удивительным образом складывается довольно симпатичное кино про переживание горя, утраты и выход из творческого тупика.

— Насколько убедителен, на ваш взгляд, персонаж Камбербэтча?

— У него бывали роли и получше, на мой взгляд. Но в целом он как всегда достаточно хорош, временами очень даже хорош. Важно: этот фильм надо обязательно смотреть в оригинале, потому что, помимо Камбербэтча, противного ворона, который ходит за ним, озвучивает очень классный британец — Дэвид Тьюлис. У них классный дуэт, эти два актера очень здорово умеют играть своим голосом.

Финал картины предлагает не столько разрешение трагедии, сколько возможность продолжения пути. «Сущность» — визуальная поэма о том, как человек учится носить свою боль, не позволяя ей стать своим единственным содержанием.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию