Подорвет ли скандал с прослушкой процесс урегулирования на Украине? Комментарий Георгия Бовта
Лента новостей
Пока ни Россия, ни США не выказывают особых обеспокоенностей по поводу утечек содержимого разговоров спецпредставителей Ушакова и Уиткоффа и срыва переговорного процесса. Стороны лишь констатируют, что процесс этот стремятся на каждом этапе сорвать множество заинтересованных лиц

Дональд Трамп защитил своего спецпредставителя Стива Уиткоффа на фоне утечки его телефонного разговора с помощником президента России Юрием Ушаковым.
Также агентство Bloomberg опубликовало стенограмму разговора Ушакова со спецпредставителем президента Владимира Путина Кириллом Дмитриевым, который состоялся в конце октября.
Из этих разговоров следует, что мирный план США по Украине из 28 пунктов готовился в том числе на основе российских предложений. Также Уиткофф посоветовал Ушакову, чтобы Путин позвонил Трампу перед встречей с Зеленским 17 октября, во время которой Трамп отказался предоставлять Украине ракеты Tomahawk. В связи с чем ряд правых республиканцев в конгрессе уже потребовали отставки Уиткоффа, обвинив его в работе на Москву. Какое влияние скандал может оказать на ход переговоров?
«Он должен убедить Украину, он должен убедить Россию. Именно так поступает любой переговорщик», — заявил Трамп, когда его спросили об опубликованной стенограмме разговора. Хотя в юридическом смысле там трудно к чему-то либо прицепиться. Старший сын Трампа также высказался в поддержку Уиткоффа. «Почти все критики Уиткоффа хотят провала любого мирного соглашения с Украиной, чтобы они могли продолжать эту войну бесконечно. Хватит!» — написал он.
Что касается влияния Москвы на 28 пунктов Трампа, то в американской прессе изначально преобладало мнение, что оный план готовился совместно Дмитриевым и Уиткоффом. Разумеется, сейчас нашлись те, кто в приступе конспирологии даже выдвинул подозрения в адрес госсекретаря Рубио. Мол, не с его ли подачи пошли утечки. Рубио, выступая недавно перед сенаторами, тоже говорил, что 28 американских пунктов похожи на «список пожеланий русских». Госдеп был посвящен в ход подготовки документа лишь в последний момент. Затем делегация во главе с Рубио провела переговоры с украинцами в Женеве, после чего план усох до 19 пунктов, а все наиболее неприятные для Киева пункты были изъяты или оставлены до личной встречи Трампа и Зеленского. Сразу пошли слухи (ссылка ведет на заблокированный в РФ ресурс) о раздрае между командами вице-президента Вэнса и госсекретаря Рубио по украинской теме. Оба, впрочем, это опровергают.
Дисциплина в нынешней администрации Трампа будет повыше, чем в первой, так что есть вероятность, что скандал с прослушкой удастся купировать. Он пока не помешал президенту отправить Уиткоффа в Москву на встречу с Путиным. Его может сопровождать зять Трампа Джаред Кушнер, который уже не раз показал себя искусным переговорщиком в острых конфликтах на Ближнем Востоке. При этом расчет Зеленского вынести на встречу с Трампом наиболее сложные вопросы и отстоять свои позиции провалился. Трамп дал понять, что встречаться с ним и с Путиным будет только после полного согласования мирного плана.
Известно, что Киев отказывается идти на уступки по трем принципиальным позициям: вывод ВСУ со всей территории Донбасса и юридическое признание потери Украиной территорий, отказ от вступления в НАТО с внесением соответствующей поправки в конституцию, а также сокращение численности ВСУ. Теперь министр армии США Дэн Дрисколл, он из команды Вэнса, отправится в Киев, чтобы додавить Зеленского по оставшимся пунктам.
В Киеве между тем свои дрязги, связанные с коррупционным скандалом в ближнем круге Зеленского. В украинских СМИ пишут, что президент назначил главу своего офиса Ермака главой украинской делегации на переговорах после того, как узнал, что против него готовятся обвинения в коррупции. Секретарь СНБО Умеров ранее, предположительно, был допрошен ФБР в США, а сейчас его вызвали на допрос в Национальное антикоррупционное бюро по тому же коррупционному делу. США могут использовать этот скандал для давления на Киев. И в случае неуступчивости Зеленского можно ждать новых разоблачительных публикаций.
В Москве пока, видимо, не придают скандалу с прослушкой решающего значения. По словам Дмитрия Пескова, призывы уволить Уиткоффа после утечек нацелены на срыв «скромных тенденций к выходу на урегулирование в Украине». Выражая уже мнение МИД, замглавы ведомства Сергей Рябков заявил, что Россия не готова публично обсуждать детали плана Трампа по Украине, добавив, что никаких уступок Украине по принципиальным вопросам не будет.
Между тем все остальные участники процесса только и делают, что публично обсуждают разные варианты мирного плана. В том числе активно используя утечки в прессу в качестве давления на партнеров и оппонентов по переговорам, а также в целях мобилизации общественного мнения и политического истеблишмента в поддержку того или иного варианта. Таковы реалии нынешней международной дипломатии. Она не только не умеет хранить тайны, но и публичность стала одним из ее мощных инструментов.
Что касается Европы, то она сосредоточилась на денежном вопросе. Глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен настаивает на скорейшем юридическом решении вопроса по фактической конфискации российских активов для использования их в качестве гарантий под кредит Украине как минимум на 140 миллиардов евро. И хотя он называется «репарационный», он нацелен не на окончание войны, а на ее продолжение. Дабы еще, видимо, обострить переговорный процесс, глава дипломатии ЕС Кая Каллас заявила о необходимости ввести ограничение численности Вооруженных сил России и ее оборонного бюджета, сделав эти пункты обязательными для любого проекта мирного соглашения по Украине. Но, сказав «а», надо тогда говорить «б». И вспомнить почивший в бозе Договор об обычных вооруженных силах в Европе, подписав нечто общеевропейское, адекватное уже нынешней геополитической ситуации. Увы, пока это нереально.
Рекомендуем:




Рекомендуем:

























