«Роснано» подало второй иск к экс-руководству почти на 12 млрд рублей убытков
Лента новостей
В числе ответчиков — бывший глава компании Анатолий Чубайс. Помимо Чубайса, ответчиками значатся бывшие члены правления «Роснано», в числе которых Юрий Удальцов (находится в международном розыске) и кураторы проекта Crocus

«Роснано» подало новый иск к экс-руководству почти на 12 млрд рублей убытков по проекту Crocus. В числе ответчиков — бывший глава компании Анатолий Чубайс.
Проект Crocus был одобрен корпорацией в 2011 году. Он был направлен на производство магниторезистивной оперативной памяти MRAM. Запустить его так и не удалось, как и вернуть потраченные средства. В «Роснано» заявили, что на протяжении девяти лет реализации проекта финансирование «бесконтрольно увеличивалось, несмотря на его убыточность и инвестиционную непривлекательность».
Помимо Чубайса, ответчиками значатся бывшие члены правления «Роснано», в числе которых Юрий Удальцов (находится в международном розыске) и кураторы проекта Crocus.
В ноябре этого года против бывшего гендиректора проекта «Крокус наноэлектроника» Андрея Кушнарева Генпрокуратура утвердила обвинение в растрате 7,5 млрд рублей. На тот момент Кушнарев находился под стражей. В августе прошлого года «Крокус наноэлектроника» заявила о намерении признать себя банкротом.
Как может развиваться дело, говорит управляющий партнер адвокатского бюро «Соколов, Трусов и партнеры» Федор Трусов:
Федор Трусов управляющий партнер адвокатского бюро «Соколов, Трусов и партнеры» «Очевидно, что здесь будет то, что называется «пониженный стандарт доказывания». У нас и так, в принципе, в последние годы юридическое сообщество отмечает, что статья 53.1 Гражданского кодекса об ответственности руководителей корпораций, то есть обществ, и так стала излишне рьяно применяться, даже был в июле обзор Верховного суда на эту тему. В данном случае очевидно, что да, скорее всего, взыщут, потому что Чубайс — это личность одиозная, мы до сих пор все помним, что во всем виноват Чубайс. Помним, с каким грохотом закрывалось «Роснано», но понятно, что кто-то должен отвечать за эти убытки в глазах общества, несмотря на то, что и сама по себе деятельность «Роснано» была крайне высокорискованной, то есть изначально деятельность корпорации построена на инвестициях в стартапы. Поэтому здесь в принципе говорить о взысканиях убытков с руководства, только в том случае это возможно, когда действительно были нарушены какие-то корпоративные стандарты, процедуры, а не просто мы куда-то вложились и проект не пошел. Подчеркиваю, взыскание данных убытков не связано с уголовным делом, потому что уголовное дело есть уголовное дело. Если есть хищение, предъявляйте обвинения, если есть растрата, если есть превышение, злоупотребление должностными полномочиями, в таком случае применяйте уголовные методы. Гражданские методы, они немножко отличаются по своей сути, если нужно доказать, что в данном случае руководство «Роснано» что-то нарушило. Но опять же подчеркну, в данном случае будет слишком пониженный стандарт доказывания, потому что представить, что бывший менеджмент «Роснано» неожиданно выиграет такое дело, это будет политически выглядеть в глазах всех очень и очень странно».
«Интерфакс» писал, что на старте проекта «Роснано» и ряд фондов вложили в уставный капитал около 55 млн долларов, а общий объем инвестиций в проект создания производства MRAM превышал 200 млн евро.
Комментирует ведущий эксперт Центра политического анализа Михаил Захаров:
Михаил Захаров ведущий эксперт Центра политического анализа «Во-первых, венчурное финансирование в любой ситуации — это довольно рискованная штука, и можно в него вложить любые деньги абсолютно. Государство не должно заниматься по большому счету венчурным финансированием, потому что это довольно рисковый проект. Но раз уж оно взялось за это, то должно готовиться к потерям, это такое простое общее рассуждение. Другой вопрос, что в данном случае, поскольку это действительно не первый и не пятнадцатый иск в отношении руководства «Роснано», то это просто попытка сделать хорошую мину при совсем уже плохой игре, потому что деньги уже ушли и кто-то должен быть за это виновен. Поскольку люди все за границей, то с них можно спрашивать, как с мертвых примерно, и им по большому счету ничего за это не будет. В выигрыше все: в выигрыше государство, которое демонстрирует очередной виток борьбы с коррупцией, в выигрыше силовики, которые на этом расследовании проводят свое замечательное время, в выигрыше люди, которые за границей, если они действительно унесли какие-то государственные деньги».
Это уже второй крупный иск «Роснано» к Чубайсу в этом году — в марте компания потребовала с него и других ответчиков около 4 млрд рублей и 20 млн долларов по проекту школьных планшетов Plastic Logic.
Вопрос о долгах корпорации был поднят в конце 2021 года. В 2022-м новый глава группы Сергей Куликов обратился в Генпрокуратуру с просьбой проверить деятельность «Роснано» в период с 2010-го по 2020 год, когда компанией руководил Анатолий Чубайс. По его данным, в те годы объем внешних заимствований компании превысил 290 млрд рублей. К концу 2020 года за «Роснано» был долг свыше 146 млрд.
В 2024 году «Роснано» досрочно погасило около 80% «исторического долга» — в марте компания была должна банкам 48 млрд рублей. Зачем корпорации новый иск, говорит глава коммуникационного холдинга «Минченко Консалтинг» политолог, директор Международного института политической экспертизы Евгений Минченко:
— «Роснано» находится действительно в тяжелом финансовом положении. Самое простое, что может сделать нынешнее руководство, — это указать пальцем на предыдущих руководителей, что финансовые проблемы связаны именно с их деятельностью. Честно говоря, я очень сильно сомневаюсь, что удастся что-то получить с бывших руководителей, я так понимаю, что они все за границей, у Чубайса какое-то новое имя. Я думаю, что просто-напросто решения российских судов в Израиле исполняться не будут.
— А для чего это делается? Это просто чтобы придать огласке, что что-то происходит?
— Они же должны как-то реагировать. У компании проблемы финансовые, соответственно, им надо разбираться, кто виноват. Первый конверт — вали все на меня, вали все на предшественника. Ну, в общем-то, это классика. А тут еще так удачно совпало, что это ненавидимый большой частью населения России приватизатор, так что я думаю, что это оптимально. Но я очень сильно сомневаюсь, что удастся что-то получить, по крайней мере в ближайшее время. Очень сильно сомневаюсь, что какие-то решения российских судов будут исполняться в других юрисдикциях, по крайней мере таких, как Израиль.
Анатолий Чубайс возглавлял «Роснано» на протяжении 12 лет — с 2008 года. Он ушел в отставку в декабре 2020 года, а в марте 2022-го уехал из России.
Рекомендуем:




Рекомендуем:

























