Первый торговый день на Мосбирже начался с падения акций нефтяных компаний
Лента новостей
Снижение акций компаний нефтяного сектора стало реакцией на военную операцию США в Венесуэле. При этом золото и другие драгметаллы подорожали — также из-за роста геополитических рисков

Обновлено в 13:30
Первый торговый день на Мосбирже в новом году — акции российских нефтяников снизились вслед за ценами на нефть. Это стало реакцией на военную операцию США в Каракасе.
На старте торгов заметно отреагировали бумаги «Роснефти», «Башнефти» и «Татнефти». А бумаги «Лукойла» подешевели до 5877 рублей (-0,53%). Золото и другие драгметаллы дорожают на фоне событий вокруг Венесуэлы. Индекс Мосбиржи снижается почти на 1% и находится на отметке 2740 пунктов.
О том, насколько велик фактор Венесуэлы в этих показателях, рассуждает инвестиционный стратег УК «Арикапитал» Сергей Суверов:
— На рынке считают, что Соединенные Штаты Америки теперь могут получить контроль над нефтяными проектами нефтяной отрасли Венесуэлы. Венесуэла располагает самыми большими в мире доказанными запасами нефти, поэтому если Америка действительно получит контроль, то, конечно, не в скорой перспективе, но в перспективе, допустим, двух-трех лет Венесуэла сможет серьезно нарастить добычу нефти с помощью американских инвестиций, что, конечно, при прочих равных приведет к снижению цен на нефть. Мы видим уже краткосрочную реакцию: цены на нефть, которые снижаются, акции нефтяных компаний, которые снижаются, ну и рубль тоже. Хотя он немножко сейчас не так сильно реагирует на краткосрочные колебания цен на нефть, но тем не менее в долгосрочной перспективе, конечно, цены на нефть остаются фактором, который влияет и на рубль. Поэтому вот эта ситуация через цены на нефть серьезно повлияла на ситуацию на российском финансовом рынке. Ну и также мы видим и рост интереса к золотодобывающим компаниям. Конечно, когда геополитические риски обостряются, то вновь растут цены на золото. Это тоже еще один фактор, который сейчас влияет на рынок.
— Если говорить конкретно о бумагах российских нефтяных компаний, есть ли надежда на восстановление, если станет понятно, что о скором возвращении венесуэльской нефти на рынок все-таки речи не идет?
— Действительно, о скором возвращении венесуэльской нефти на рынок речи не идет: нефтяная отрасль Венесуэлы была сильно недоинвестирована, поэтому потребуется достаточно долгое время, чтобы увеличить объемы добычи. Но тем не менее российские нефтяные компании находятся под давлением достаточно большого дисконта российской нефти Urals, который сейчас составляет порядка 25 долларов, то есть в России сейчас достаточно дешево продают нефть. Это будет сказываться на показателях российских нефтяных компаний. Но, с другой стороны, акциям российских нефтяников может помочь ослабление рубля, потому что достаточно велика доля экспортной выручки. Поэтому с точки зрения дисконта — не очень хорошо, но если будет ослабление рубля достаточно серьезное, то это может помочь акциям российских нефтяников.
Комментирует независимый эксперт Дмитрий Лютягин:
Дмитрий Лютягин независимый аналитик «Ту реакцию, которую мы сегодня видим на рынке, в акциях именно российских нефтяных компаний, я связываю больше именно с тем, что а) инвесторы вышли с новогодних праздников и начали осматриваться вокруг. А а этот момент обычно происходит больше продаж, чем покупок. И б) это как раз венесуэльский фактор, но он не краткосрочный. Связано это с тем, что американская сторона, насколько я понимаю, они сейчас достаточно плотно контролируют этот переходный период от Мадуро к другим политическим силам. Соответственно, это предполагает, что нефтяные компании Соединенных Штатов, как и Трамп заявляет, готовы и им интересно участвовать в развитии, восстановлении нефтяного потенциала Венесуэлы в перспективе среднесрочной, долгосрочной. Что означает, что Венесуэла с текущего объема добычи 1,1-1,2 млн баррелей нефти в сутки может через 2- 2,5-3 года вернуться к показателю чуть ли не 3 млн баррелей нефти в сутки. Вот этот как раз весь прирост добычи может прийтись на экспорт из этой страны и может негативно влиять на цены на нефть на мировом рынке и влиять на долю российской нефти на мировом рынке, в том числе потому, что венесуэльская нефть сегодня конкурирует с российской на таком рынке, как Китай. Полагаю, что инвесторы сегодня этот фактор пока неопределенно, но в какой-то степени пытаются отразить в котировках наших российских нефтяных компаний. Для рубля это на самом деле негативный фактор, потому что чем меньше экспортных доходов будет у Российской Федерации от продажи нефти или это будет влиять, например, на очередное расширение дисконтов по нашим традиционным рынкам — Китай и Индия, это, естественно, будет сказываться на рубле отрицательно. Это мы видим, кстати, сегодня тоже в рамках первой торговой полноценной более-менее сессии, когда рубль обваливается на 1,5% относительно юаня и относительно доллара».
При этом в случае с Венесуэлой кардинального перелома, который действительно может помочь нефтяным котировкам взлететь до небес, нет и таких движений на рынке не будет еще долгое время, говорит эксперт финансового рынка Андрей Бархота:
Андрей Бархота эксперт финансового рынка «События, которые произошли в Венесуэле, необходимо рассматривать с точки зрения прагматизма. Мы фактически увидели экстрадицию семьи президента и самого президента Венесуэлы Мадуро в США. Не состоялся демонтаж режима. Более того, Соединенные Штаты Америки дали гарантии китайским товарищам о сохранении их интересов в Венесуэле. И, соответственно, российские партнеры тоже получили некие заверения о том, что их инвестиции будут тоже в некой надежности. После определенных политических событий в Венесуэле была национализация активов в нефтяной отрасли, тех активов, которые принадлежали американцам. Фактически мотивация была очень простая, вернуть американским компаниям место на венесуэльском рынке. Очевидно, что это вряд ли мгновенно повлияет на операционные показатели нефтяных компаний Венесуэлы и вообще на рынок нефти тоже не повлияет, потому что мы не увидим какой-то здесь смены конфигурации. Более того, многое будет зависеть от дальнейших политических процессов в Венесуэле. Будет ли демонтаж режима, кто будет новым президентом, как будут приниматься решения. Будет суперпрезидентская республика или суперпарламентская республика, тоже большой вопрос. Нефтяной рынок будет, скорее всего, работать в том же режиме, как он работал годы и десятилетия до этого, потому что фактически нельзя сказать, что, собственно, экстрадиция президента Венесуэлы Мадуро произошла в ситуации, когда страна расцветала с точки зрения экономики. В Венесуэле отмечался повышенный уровень бедности, очень высокая инфляция, ну и, соответственно, диспропорции в экономике, которые пагубно влияли на потребительский сектор и на сектор производственный, ненефтяной. В этой связи, конечно, общество ощущает необходимость перемен, ну и в том числе, конечно, эти перемены связывают с расширением круга внешних стран — партнеров, с расширением инвестиций и так далее».
Рубль слабеет ко всем основным валютам. Доллар на межбанке стоит почти 80 рублей, евро — 93 рубля, а юань подрастает почти до 11,5 рубля. Кроме падения цен на нефть, другой фактор, играющий не в пользу национальной валюты, — сокращение Центробанком продажи валюты на внутреннем рынке в первом полугодии 2026 года в два раза.
Рекомендуем:




Рекомендуем:



















