16+
Понедельник, 19 января 2026
  • BRENT $ 63.62 / ₽ 4952
  • RTS1112.55
19 января 2026, 13:30 ОбществоМедицина

Требования к подготовке врачей-косметологов меняются

Лента новостей

Теперь на курсах профподготовки не менее 70% занятий должны вести кандидаты или доктора наук с большим опытом, а преподавать экстренную помощь в косметологии смогут только анестезиологи-реаниматологи или врачи скорой помощи. Группы для обучения станут меньше, а все семинары и аттестации полностью запретят проводить дистанционно. Получится ли реализовать такие меры?

Фото: Holiak/freepik.com

Минздрав разработал проект приказа, который изменяет правила профессиональной переподготовки врачей-косметологов, пишет «Парламентская газета».

По новым правилам не менее 70% занятий должны вести кандидаты или доктора наук с большим опытом, а преподавать экстренную помощь в косметологии смогут только анестезиологи-реаниматологи или врачи скорой помощи.

Группы для обучения станут меньше — до десяти человек, практика еще компактнее — до пяти человек, а все семинары и аттестации полностью запретят проводить дистанционно. Эти меры направлены на повышение качества подготовки специалистов в условиях растущего рынка, где, по данным ассоциаций, доля нелегальных препаратов и процедур остается значительной.

Бизнес ФМ опросила участников рынка, как они относятся к инициативе и поможет ли это в борьбе с нелегальными услугами.

Главный врач и основатель клиники эстетической медицины HealthFace Сирануш Аванесова:

«Если мы будем говорить про такой процент докторов и кандидатов медицинских наук, которые должны быть преподавателями именно в косметологии, на сегодняшний день, наверное, мы не обладаем таким количеством людей. В дерматовенерологии — да, но именно в самой косметологии — нет. Однако, если будут такие условия, больше и больше косметологов будут стремиться к получению кандидатской и, соответственно, написанию докторской. Это, конечно же, будет колоссальным преимуществом, но в будущем. Если мы будем говорить про количество людей в группах, в теоретических группах или на практике, конечно же, чем меньше, тем лучше, тем качество знаний будет лучше, постановка руки будет быстрее и качественнее, однако это напрямую повлияет на стоимость, а мы говорим про косметологию. В косметологии и так очень высокие цены на любые семинары, на любые обучения, дистанционные или нет. Если эти обучения, во-первых, перестанут быть дистанционными, во-вторых, станут в малых группах, то сложно себе представить, насколько вырастет цена. Опять же, если это практикующий врач, он сможет себе это позволить. Если это студенты, которые только окончили университет, для них это будет очень значимая сумма. Если это работодатель, который берет на работу того или иного кандидата, от этого будут зависеть уже условия самого кандидата, который дальше будет работать. Повлияет ли данная реформа на улучшение качества услуг и борьбы с «серым» сегментом? Полагаю, что да, но борьба с «серым» сегментом начинается с самого пациента. Спрос рождает предложение, чем больше пациентов будут более осознанно и качественно выбирать себе врача и клинику, тем меньше будет объем «серого» сегмента».

***

Пластический хирург Тимур Нугаев:

«Любые требования повлияют на стоимость и доступность курсов профпереподготовки. Тем не менее, учитывая полный бардак в этой сфере, за последние 20 лет появилось огромное количество врачей-косметологов, которые не обладают даже базовыми знаниями в этой области, нужно что-то в этой сфере предпринимать. Как минимум 25% манипуляций, косметологических процедур в нашей стране выполняется людьми без высшего медицинского образования, на них этот закон никак не повлияет. Наиболее грамотно было бы начать с них, решить вопрос с этим «серым», нелегальным рынком. Дефицита специалистов в косметологии сейчас нет, голода точно не будет, на стоимости услуг отображается тот факт, что «серый» рынок косметологии демпингует, и люди приводят пациентов домой, колют какие-то препараты, иногда вообще несертифицированные на территории России. Преподавателей-косметологов с ученой степенью и стажем от пяти лет, я думаю, достаточно в России. Другое дело, что ученая степень не всегда является показателем профессиональных навыков. То есть ученая степень — это показатель того, что доктор потратил какое-то время для того, чтобы заняться научной работой. Научная работа очень часто далека от практических навыков и реальной медицины».

***

Исполнительный директор клиники BRAVA, эксперт по здоровой коже Василина Миронова:

«Последние лет пять мы только рады каким-либо нововведениям в области косметологии, потому что мы находимся в условиях очень жесткой конкуренции, но конкуренция абсурдна. Медицинские клиники, которые работают согласно федеральному закону, со всеми разрешительными документациями, в которых работают врачи с высшим медицинским образованием, вынуждены конкурировать с нелегальными косметологами. В худшем случае это даже не врач, это средний медперсонал, который снимает кабинет, арендует, производит различный пиар в социальных сетях и приглашает пациентов. В федеральном законе запрещено, нет такого понятия, как «снять кабинет». Данный косметолог будет ставить цену, естественно, в три раза ниже, нежели клиника. Разумеется, он будет работать на незарегистрированных, «серых» препаратах, потом косметолог замахивается на сильнодействующие препараты, они вводятся в глубокие слои дермы и так далее, и, естественно, мы получаем нежелательную реакцию, вплоть до летальных исходов. Что касается новых курсов переподготовки, маленькие группы для клиники косметологии будут оптимальным решением. Я думаю, это никак не скажется на росте цен в данных услугах, потому что клиника и так отправляет своих врачей на обучение, это заложено в стоимость. А что касается именно врачей-косметологов с ученой степенью, это логично, и так происходит во всех высших учебных заведениях».

В 2024 году в России насчитывалось около 37 тысяч косметологов, среди которых более 1,5 тысячи человек не имели медицинского образования. Такую статистику приводит компания «Право на здоровье». За тот же период в стране было выполнено почти 11 млн косметологических процедур, подсчитала Национальная ассоциация клиник эстетической медицины. При этом доля «серого» рынка препаратов для инъекционной косметологии достигает приблизительно 50%.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию