Пожары распугали покупателей загородного жилья
Лента новостей
Торфяные и лесные пожары, вызванные засухой и аномально-высокими температурами, охватили практически всю восточную часть Подмосковья и уронили покупательских спрос на загородную недвижимость в этих местах
Торфяные и лесные пожары, вызванные засухой и аномально-высокими температурами, установившимися в последние несколько недель в московском регионе, охватили практически всю восточную часть Подмосковья и уронили покупательских спрос на загородную недвижимость в этих местах.
Уже несколько дней подряд для москвичей и гостей столицы настоящим бичом стали не только градусы, но и смог, нагнанный ветрами с юга и юго-востока. Однако запад и юго-запад пока обходятся без серьезных пожаров. Если синоптики правы, в ближайшее время ситуация не изменится — уже на следующей неделе ожидается, что аномальная жара постепенно пойдет на спад, а ей на смену придут дожди и грозы. Еще одним фактором, позволяющим западу Подмосковья обойтись без лесных пожаров, является большое количество озер и водохранилищ, которые не только привлекают дачников и туристов в эти жаркие дни, но и используются экстренными службами в качестве резервных водоемов для тушения очагов возгораний.
Аналитики рынка загородной недвижимости отмечают, что пожары успели отразиться на покупательском спросе на тех направлениях, где горят торфяники. Среди них Новорязанское, Горьковское, Егорьевское напрвления, где, по данным холдинга Rodex Group, спрос на загородные объекты упал в среднем на 30%. Это и неудивительно, в попытке глотнуть свежего воздуха за городом и отдохнуть от столичной суеты, люди боятся оказаться в кольце смога, а перспектива тушения лесного пожара рядом со своим новым коттеджем заставит передумать даже самого закоренелого ценителя загородного релакса.
Зато и без того популярные направления — Можайское и Новорижское — переживают очередной бум. Спрос на загородные дома в этих районах продолжил рост, и, отмечают в Rodex Group, к настоящему времени увеличился в среднем на 15–20%. К тому же аномальная жара сделала обязательным критерием для выбора загородного дома близость к «большой» воде (Можайскому морю, Рузскому или Озерницкому водохранилищам, Тростенскому озеру) и рекам.
Впрочем, погодно-климатические особенности нынешнего дачного сезона не смогут поколебать другую тенденцию, которая развивается уже в течение нескольких лет и «выносит приговор» самому понятию «дача» в том представлении, в каком оно сформировалось в русской культуре в последние полторы сотни лет.
Как отмечают в компании «МИЭЛЬ-Загородная недвижимость», к 2030 году стародачных мест в Подмосковье не останется и старые поселки, земля в которых стоит практически столько же, сколько в самых элитных загородных местах Подмосковья, через два десятилетия будут состоять полностью из новых коттеджей. А сами «старые дачи» исчезнут в силу естественных причин.
Пока стародачные поселки широко представлены на всех направлениях Московской области. Но уже в скором будущем они лишатся исторических домов, так как это в основном деревянные строения. В зависимости от поселка, количество зданий довоенной постройки в нем может составлять около 10%, построек 50–80-х годов — около 50%. За 20 лет существования рынка недвижимости жилой фонд в стародачных поселках обновился примерно на 40%, а сейчас темпы обновления стали еще выше.
Для домов, построенных в 30–40 годах 20-го столетия, срок службы истекает: в основном они деревянные и рассчитаны примерно на 50–100 лет эксплуатации. После этого времени они должны подвергнуться масштабной реконструкции с заменой фундаментов, нижних венцов, а в некоторых случаях и перекрытий. Но такой сложный и объемный ремонт по стоимости обойдется дороже, чем снос старого дома и постройка на его месте нового, по современным технологиям и с использованием высокотехнологичных материалов. Кроме того, старые дачи морально устарели, в них, как правило, нет удобств, площадь и материалы не соответствуют современным нормам, а реконструкция зачастую не спасет ситуацию.
«Сейчас при продаже земли в стародачном поселке строение сразу закладывается под снос, потому что в 99% случаях оно ветхое, — утверждает управляющий партнер «МИЭЛЬ-Загородная недвижимость» Владимир Яхонтов. — Таким образом, главную часть стоимости домовладения составляет земля».
Например, стоимость сотки в поселке Валентиновка составляет от 23 тысяч до 30 тысяч долларов, то есть участок площадью 20 соток обойдется покупателю примерно в 700 тысяч долларов. При этом стоимость ветхого домостроения не превышает 20 тысяч долларов. Каким бы внешне привлекательным оно не было, если срок службы подошел к концу, его придется снести, чтобы построить новое.
«Социальное окружение в стародачных поселках — это именно тот фактор, который создает особую атмосферу. Приобретая домовладение в стародачном месте, люди покупают собственное детство, — замечает Владимир Яхонтов. — Но сейчас, к сожалению, социальное окружение в стародачных поселках уже не отличается однородностью: из жизни уходят люди, которые получали эти участки и составляли костяк «коренных» жителей, на их место приходят наследники и сторонние жильцы, которым продают дома».
Строятся новые коттеджи, исчезают старые деревянные дачи. Таким образом, естественный процесс смены поколений приведет к исчезновению феномена «старых дач». Так в свое время ушли в небытие «московские дворики».