По Сколково Арнольда водили
Лента новостей
Один из популярных запросов Google в понедельник — Арнольд Шварценеггер. Он привез в Москву инвесторов из Кремниевой долины. Риски по созданию иннограда в Сколково России придется компенсировать высокой долей государственных инвестиций в этот проект
BFM.ru продолжает совместный проект с Google. Крупнейшая поисковая система предоставляет список наиболее часто встречавшихся за день запросов, а BFM.ru освещает одну из тем. Один из самых популярных запросов понедельника — Арнольд Шварценеггер. Губернатор Калифорнии привез в Москву венчурных инвесторов из Кремниевой долины, чтобы познакомить их с проектом «Сколково». Политические риски и недостатки проекта по созданию иннограда России придется компенсировать высокой, по иностранным меркам, долей государственных инвестиций, — до 50%.
Российский президент Медведев сначала приветствовал Арнольда Шварценеггера в своем микроблоге в Twitter. «С нетерпением жду встречи с Вами и Вашей делегацией в Сколково», — написал Медведев в англоязычной версии своего блога, тогда как в русскоязычной ограничился приветствием «Добро пожаловать в Москву».
Перед встречей с российским президентом Шварценеггер посетил Американскую торговую палату в России, а после брифинга на тему «Важности торговых обязательств между Россией и США» спустился в московское метро, где, как передают российские СМИ, калифорнийского губернатора предварительно прищемило турникетом. Впрочем, это не испортило впечатление от поездки. «Люди в Москве, похоже, любят свой общественный транспорт», — написал Шварценеггер в своем Twitter после путешествия в переполненном, как видно по фотографии, вагоне.
Дмитрий Медведев встретился с губернатором Калифорнии в своей резиденции в Горках. В начале беседы Шварценеггер припомнил, как летом этого года Медведев приезжал в Калифорнию. «Я тогда вам сказал: «I'll be back («Я вернусь»). Вот я и вернулся», — напомнил Шварценеггер Медведеву фразу, которую произнес его персонаж в фильме «Терминатор».
«Мне было очень приятно узнать о вашей идее создать аналог Кремниевой долины в Сколково, — сказал калифорнийский губернатор. — Мы сейчас туда поедем, встретимся с главами американских инвестиционных компаний, с их российскими партнерами. Я убежден, что российские ученые, которые занимаются инновационными разработками, при поддержке американских коллег смогут совершить чудо, создать настоящий технологический бум».
Медведев в ответ поздравил Шварценеггера с утвержденным бюджетом штата (до этого Калифорния рекордные 3 месяца существовала без утвержденного бюджета). «У нас тоже много самых разных событий происходит. Так получилось, что вы приехали в момент, когда в Москве нет мэра, — рассказал Шварценеггеру Медведев. — Если бы вы были гражданином РФ, то могли бы поработать у нас».
Дмитрий Медведев прокатил гостя на "Чайке". Фото: РИА Новости
После беседы Медведев и Шварценеггер вместе сели в светло-кремовую «Чайку». Как сообщает РИА «Новости», российский президент прогрел автомобиль, при этом объясняя калифорнийскому гостю его устройство, а затем повез Шварценеггера в Сколково.
Там ко встрече присоединились представители Google, Oracle, Microsoft Corp, биотехнологической компании Amgen Inc, Bloom Energy и др. Российскую сторону представляли Российская венчурная компания, «Роснано», Инвестиционно-венчурный фонд республики Татарстан и фонд «Сколково».
Глава фонда к приезду американской делегации огласил потребности в инвестициях инновационного центра. «По нашей программе, план на 3-5 лет включает потребность в районе 180-200 млрд рублей», — сообщил президент «Сколково» Виктор Вексельберг. Предположительно, 50% инвестиций должно поступить со стороны государства, еще 50% — от частного бизнеса. Пока бюджет проекта «Сколково» на ближайшие 3 года находится в стадии формирования, бюджетные траты на «Сколково» в текущем году составляют 10 млрд рублей, 4 млрд были перечислены в начале октября.
Принципы финансирования проектируемой российской «Кремниевой долины» заметно отличаются от ее американского прототипа: при том, что в России фактически нет нормативно-правовой базы, которая бы регламентировала порядок функционирования венчурных компаний, доля государственных инвестиций в проект намного превышает традиционные пропорции. «Соотношение государственных и частных инвестиций в других странах обычно 1:3, то есть на один «государственный» доллар приходится три «частных» доллара вложений. У нас картина другая, но это и понятно: бизнес еще не понимает, что реально может дать такого рода проект», — пояснил в беседе с BFM.ru эксперт компании АКГ «Развитие бизнес-систем» Александр Филимонов.
В российских условиях финансирование по схеме 50/50 вполне оправдано, соглашается Елена Алексеева, директор по инвестициям компании Softline. «Частный капитал лучше понимает свою, «бизнесовую» составляющую, понимает, насколько то, или иное вложение будет прибыльно, — отметила Алексеева в интервью BFM.ru. — Такая модель позволит реализовывать социально-значимые проекты, которые требуют долгосрочных инвестиций».
Другая причина высокой доли госсредств в проекте — отсутствие в России развитой инфраструктуры. «Есть то, что частный сектор не может финансировать по определению: дороги, электричество, — говорит BFM.ru руководитель проектов компании New Russia Growth Александр Жданов. — С другой стороны, если я, например, строю логистический склад, а половину из этого финансирует государство, то это явно нецелесообразно. Нужно оценивать конкретный проект; говорить, что на рубль вложенных госденег должен прийти всего 1 рубль финансовых инвесторов, — неправильно. Мультипликатор должен быть хотя бы как у банков — 1 к 10. Пусть через какое-то время, но нужно привести к этому».
«Политический риск в России — или, по крайней мере, представление о нем, — очень велик. Регулярно упоминается коррупция», — заявляла накануне визита американских инвесторов президент Global Technology Symposium Александра Джонсон. Предполагать в XXI веке, что инновации будут происходить только в одном маленьком месте, — не очень хорошая идея, признает Крейг Баррет, экс-глава Intel и сопредседатель совета фонда «Сколково». «Но вы можете сделать эту точку катализатором для действия и создания сети по всей России, а не только для Москвы», — заявил эксперт.
Это уже второй визит инвесторов и экспертов из США в Россию. По итогам предыдущего, в мае этого года, американские и российские инвесторы уже работают над обсуждением семи проектов. Об этом сообщил глава «Роснано» Анатолий Чубайс. Инвестиции в обсуждаемые проекты оцениваются в 250-500 млн долларов. Второй визит, как ожидается, принесет новые соглашения. «Я знаю, что еще до приезда в Москву нам предложили проекты до 1 млрд долларов», — сказал Чубайс на встрече инвесторов с президентом Медведевым. По словам главы Роснано, госкорпорация до конца этого года планирует завершить сделку по приобретению доли в компании из Силиконовой долины. О какой компании и каком пакете акций в ней идет речь, Чубайс не уточнил, но оговорился, что это «одна из авторитетнейших в микроэлектронике» фирм.
С визитом на место будущего иннограда президента Медведева и губернатора Шварценеггера совпало событие в жизни Московской железной дороги. В порыве чиновничьего восторга переименован остановочный пункт «Востряково», расположенный на Киевском направлении МЖД, в «Сколково», хотя, как уже отмечал BFM.ru, ближе всего к месту строительства высокотехнологичного кластера находится не новая платформа, а станция «Трехгорка».