Комиссия правительства РФ по законопроектной деятельности одобрила законопроект, направленный на повышение эффективности государственного надзора за деятельностью некоммерческих организаций (НКО). Об этом говорится в сообщении, размещенном на сайте кабинета министров.
Законопроект разработан Минюстом России во исполнение поручения президента Владимира Путина от 12 ноября 2012 года. Документом устанавливаются дополнительные основания для проведения Минюстом внеплановых проверок НКО, в отношении которых имеются сведения о нарушении требований законодательства РФ.

В России 21 ноября 2012 года вступил в силу закон, обязывающий некоммерческие организации регистрироваться в качестве «иностранных агентов» в случае, если они получают иностранное финансирование или занимаются политической деятельностью. В марте Генпрокуратура начала массовые проверки НКО на предмет соблюдения этого закона. Первой получила определение «иностранный агент» и штраф ассоциация «Голос», ведущая мониторинг выборов в РФ. Реакция международного сообщества на новую политику и действия российских властей была преимущественно отрицательной. Недовольство массовыми проверками НКО, выражали, в частности, Франция, Германия и США. 22 мая генеральный секретарь Совета Европы Турбьерн Ягланд заявил, что ему не нравится формулировка «иностранный агент» в российском законе об НКО.

Законопроект, одобренный профильной комиссией правительства РФ, предусматривает установку пяти оснований для проведения проверок НКО. Во-первых, это истечение срока устранения нарушения, содержащегося в предупреждении, которое уполномоченный орган ранее вынес НКО. Во-вторых, это поступление в уполномоченный орган обращений и заявлений граждан, юридических лиц, информации от государственных органов, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах, свидетельствующих о наличии в деятельности некоммерческой организации признаков экстремизма. В-третьих, проверка может проводиться и при поступлении в уполномоченный орган информации от государственных органов и органов местного самоуправления о нарушении некоммерческой организацией законодательства РФ в сфере ее деятельности. В-четвертых, основанием для проверки может быть поступление в уполномоченный орган представления избирательной комиссии о проведении проверки в соответствии с пунктом 4 статьи 35 Федерального закона «О политических партиях», пунктом 13 статьи 59 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Наконец, в-пятых, НКО грозит проверка при наличии приказа (распоряжения) руководителя уполномоченного органа, изданного в соответствии с поручением президента или правительства либо на основании требования прокурора.

Одобренный комиссией законопроект будет рассмотрен на заседании правительства РФ.