16+
Вторник, 25 сентября 2018
  • BRENT $ 81.88 / ₽ 5390
  • RTS1169.04
11 декабря 2010, 18:48
Актуальная тема: ЧМ-2018

Немецкий бизнес готов играть на своем поле в России

Лента новостей

Подготовка к мировому первенству по футболу даст мощный импульс германо-российскому экономическому сотрудничеству. Немцы, набрав большой опыт у себя дома и в Южной Африке, уже выполняют заказы из Бразилии и Катара

Проект стадиона в Краснодаре для ЧМ-2018. Фото: radioheads.net
Проект стадиона в Краснодаре для ЧМ-2018. Фото: radioheads.net

Немецкие болельщики не испытывают особого восторга по поводу решения ФИФА провести чемпионаты мира по футболу 2018 и 2022 годов в России и уж тем более в эмирате Катар. А вот немецкие бизнесмены, по идее, должны были бы по этому поводу прямо-таки ликовать. Однако пока бурных эмоций они не проявляют: после весьма спорного голосования в Цюрихе никаких громких заявлений относительно открывающихся перед деловыми кругами Германии перспектив до сих пор не последовало. Тут явно сказывается желание не подливать масла в огонь разгоревшейся общественной дискуссии на тему «футбол и коммерческие интересы».

Сомнительная процедура, заманчивый результат

«Мы разделяем скептическое отношение немецкой и международной прессы к процедуре принятия решений в рамках ФИФА. В подобных случаях необходима максимальная прозрачность и обеспечение всем кандидатам равных шансов», — подчеркнул в интервью Deutsche Welle Райнер Линднер (Rainer Lindner), исполнительный директор Восточного комитета немецкой экономики (Ost-Ausschuss der Deutschen Wirtschaft). Эта влиятельная организация объединяет в Германии те фирмы, которые работают в Восточной Европе и на постсоветском пространстве, прежде всего, — в России.

«Что же касается самого выбора в пользу России, то мы, естественно, расцениваем это как превосходный шанс для немецкого бизнеса поучаствовать в таком крупном проекте, как мировое первенство по футболу», — добавил профессор Линднер. При этом он, прежде всего, указал на возможные заказы, связанные с сооружением стадионов и обеспечением транспортной инфраструктуры, например, с модернизацией и строительством дорог и аэропортов.

Южная Африка: стадионы и электростанции

Действительно, немецкие архитектурные бюро и строительные фирмы накопили за последнее десятилетие большой опыт в деле реконструкции и сооружения спортивных арен. Сначала они занимались подготовкой Германии к проведению чемпионата мира 2006 года, затем сконцентрировались на Южной Африке. Так, из четырех новых стадионов, специально построенных в ЮАР к ЧМ-2010, три были спроектированы архитектурным бюро Gerkan, Marg und Partner из Гамбурга. В настоящий момент оно сооружает новый стадион в Варшаве, где в 2012 году будет дан старт чемпионату Европы по футболу, и реконструирует арену в Киеве, где состоится финальная игра европейского первенства.

Помимо архитекторов, к строительству и модернизации южноафриканских стадионов были привлечены самые разные высокоспециализированные немецкие компании. Так, особыми тентовыми тканями фирмы Versaidag были покрыты крыша стадиона в Йоханнесбурге и фасад спортивной арены в Кейптауне, стеклянную крышу которой, в свою очередь, изготовила компания Thiele Glas. А, скажем, за освещение огромной дуги над стадионом в Дурбане отвечала фирма Osram — стопроцентная дочка концерна Siemens. Всего же в проектах, так или иначе связанных с чемпионатом мира по футболу в Южной Африке, участвовало порядка 700 фирм из Германии. По данным Федерального объединения торгово-промышленных палат Германии (DIHT), они выполнили заказы примерно на 1,5 млрд евро.

Siemens: широкий ассортимент востребованной продукции

Из них около одного миллиарда пришлось на концерн Siemens, который, в частности, поставил ЮАР оборудование для двух новых электростанций. Думается, что и в России мюнхенский гигант может рассчитывать на самые разнообразные заказы. Тут и оборудование для новых электростанций и энергосетей, которые непременно понадобятся к чемпионату, и высокоскоростные поезда «Сапсан», которые, скорее всего, соединят между собой хотя бы часть из тех городов, где будут проходить матчи первенства, и те электрички, что заказаны для Сочи.  


Немецкие поезда «Ласточка» для Олимпийского Сочи. Фото: w3.siemens.ru

Активное участие в комплексной подготовке к зимней Олимпиаде 2014 года уже обеспечило концерну Siemens заказы примерно на 700 млн евро, из них львиная доля приходится именно на пригородные поезда «Ласточка». Спрос на них в условиях проведения футбольного чемпионата сразу в дюжине городов окажется настолько высоким, что их производство непременно будет перенесено в саму Россию, причем, видимо, в куда более сжатые сроки, чем до сих пор планировалось. А это означает не только создание новых высококвалифицированных рабочих мест, но и столь важный для модернизирующейся России трансфер технологий.

Не будем также забывать, что еще одним ключевым направлением бизнеса концерна Siemens является выпуск медицинской техники, которая в условиях проведения столь крупного спортивного мероприятия, естественно, тоже понадобится в больших количествах.

Кто повезет в Россию европейских болельщиков?

Впрочем, все тот же опыт подготовки к Олимпиаде в Сочи показывает, что на заказы из России могут рассчитывать не только немецкие промышленные гиганты, но и средние и даже узкоспециализированные малые фирмы из Германии. Крупнейшим иностранным бизнес-сообществом в России является немецкое, оно насчитывает около шести тысяч компаний, и это прекрасная основа для широкомасштабного участия в подготовке к ЧМ-2018. От ожидаемой активизации деловых контактов России с внешним миром в наибольшей степени выиграют опять-таки немецкие авиакомпании Air Berlin и особенно Lufthansa, осуществляющая вместе со своими дочками большое количество рейсов в различные российские города.

Ну а немецкий туристический концерн TUI и его британо-германский конкурент Thomas Cook, пришедшие на российский рынок для того, чтобы заниматься выездным туризмом, теперь наверняка скорректируют свою стратегию и задумаются над тем, как они повезут в Россию европейских болельщиков.

Катар готов потратить десятки миллиардов

Впрочем, параллельно с подготовкой к чемпионату 2018 года немецкий бизнес будет активно выполнять заказы, связанные с мировым футбольным первенством 2014 года и летними Олимпийскими играми 2016 года в Бразилии. В Германии надеются, что объемы этих заказов превысят пять миллиардов евро.

Более того, уже закладываются основы активного сотрудничества с Катаром, который примет лучших футболистов мира в 2022 году. Игры этого чемпионата пройдут на 12 стадионах. Проекты восьми из них подготовило архитектурное бюро Albert Speer & Partner из Франкфурта-на-Майне. Развивать железнодорожную сеть в эмирате, которая обойдется примерно в 17 млрд евро, и строить метро в его столице Дохе будет совместное предприятие, 49% которого принадлежат немецкой железной дороге Deutsche Bahn. Соответствующие договоренности были достигнуты еще до решения ФИФА, однако теперь перед СП открываются новые перспективы.

Уже после голосования в Цюрихе Катар объявил о том, что приобретает 9,1 процента акций крупнейшей немецкой строительной компании Hochtief. У нее в крохотном эмирате имеются целых пять дочерних фирм, в которых трудятся более пяти тысяч человек. И уже сейчас можно быть уверенным, что в ближайшее десятилетие все они без работы не останутся.

Автор: Андрей Гурков
Редактор: Глеб Гаврик
 

Добавить BFM.ru в ваши источники новостей?

Рекомендуем:

  • Фотоистории

    BFM.ru на вашем мобильном
    Посмотреть инструкцию