16+
Суббота, 20 апреля 2024
  • BRENT $ 87.39 / ₽ 8166
  • RTS1173.68
19 августа 2011, 15:24 РынкиФинансыОбществоМакроэкономикаПолитика
В фокусе: Дельные книги

Капитализм нас спасет

Лента новостей

Задаваясь вопросом «Спасет ли нас капитализм?» в одноименной книге, вышедшей в издательстве «Альпина Паблишер» респектабельный Стив Форбс будто бы кричит во весь голос: «Спасите капитализм от государства!»

Фото: BFM.ru
Фото: BFM.ru

То, что книгу «Спасет ли нас капитализм? Экономика эпохи iPod» написал внук создателя журнала Forbes Стив Форбс, в свое время унаследовавший почти 1,5 млрд долларов от отца, подразумевает утвердительный ответ на вопрос. Очевидно поэтому, в книге и нет попытки найти ответ на этот вопрос. Он содержится в ее оригинальном названии «Почему свободные люди и свободные рынки — лучшее решение в современной экономике». Зато у автора есть желание доказать, что капитализм уже давно бы нас спас, но мешает государство, точнее его вмешательство в экономику и ограничение правил свободного рынка. Делает он это довольно убедительно.

Книга написана Стивом Форбсом в соавторстве с Элизабет Эймс.

Стив Форбс — председатель совета директоров и главный редактор Forbes Media, специалист в области экономики, финансов и корпоративного лидерства. Руководство компанией принял в 1990 году, когда умер его отец Малькольм, сын основателя медиа-журнала Берти Чарльза Форбса. Дважды участвовал в предвыбороной гонке на пост президента США. Данные о состоянии не раскрывает. По информации в СМИ, состояние несколько лет назад составляло 400 млн долларов, не учитывая наследства. Годовая заработная плата — около 1,2 млн долларов.

Элизабет Эймс — президент компании BOLDE Communications, занимается консультациями корпоративных и частных клиентов в области коммуникативных стратегий. Ее материалы размещены в Business Week, Vogue и других изданиях.

Книга строится на обвинительных тезисах в адрес бизнеса и антитезисах, приводя которые Форбс делает попытку полностью доказать вышесказанное, а заодно и «обелить» образ капиталистов, которых обвиняют во всех мировых кризисах, безработице, возникновении социального неравенства, высоких ценах на продукты и недоступности жилья.

Да, среди бизнесменов встречаются непорядочные люди — к примеру, Бернард Мэддоф, основавший финансовую пирамиду размером в 50 млрд долларов. Но такие встречаются в любом обществе, парирует автор. А единственные, кто наживается за счет других, — это грабители банков, шутит Форбс.

Капитализм же, по Форбсу и Эймс, — самая гуманная экономическая система в мире, «пропагандирующая демократические ценности свободного и открытого общества».

Капитализм дает моральные уроки: важно вовремя приходить на работу, необходимо уметь работать в команде. А бизнесмены — не алчные, не жадные и не жестокие. Они строят свой бизнес, основываясь на личной заинтересованности, и просто стараются удовлетворить желания и потребности потребителя.

К примеру, Джеймс Соренсон (68-е место в списке Forbes 2007 года) заработал состояние на производстве медицинских устройств, включая запатентованные им пластиковый катетер и одноразовую медицинскую маску. А Опра Уинфри на протяжении многих лет прививала ценности самосовершенствования с экранов телевизора и помогала другим стать успешными.

Капитализм остается нравственным, даже если в периоды кризисов происходят увольнения тысяч людей — даже если решения об этом принимаются высокооплачиваемыми генеральными директорами.

В США в период между 1993 и 1999 годами генеральные директора, которые увольняли служащих, в общей сложности получали на 13% больше, чем руководители компаний, в которых они не проводились.

Но если бы увольнения не проводились, то существование компаний и целых отраслей промышленности оказалось бы под вопросом. А государственные программы по созданию рабочих мест, в конце концов, оказываются никуда не годными, полагает Форбс.

В целом в мировых кризисах виновато государство, несмотря на то, что в этом принято винить бизнесменов.

Для многих провал системы низкокачественных ипотечных кредитов, к примеру, стал самым ярким примером падения капитализма, пишут авторы. Но ведь причина провала состояла в том, что государство устанавливало слишком низкие процентные ставки и проводило политику чрезмерной финансовой господдержки, пыталось искусственно оградить население от последствий чрезвычайно рискованных действий.

Если верить Стиву Форбсу, государство виновато практически во всем, в чем принято винить бизнесменов. К примеру, он задается вопросом: «Если капитализм такой нравственный, то почему же он поддерживает взяточничество среди белых воротничков?» и с радостью на него отвечает: «Это государство его поддерживает».

Он приводит данные Transparency International, согласно которым уровень коррупции в США — один из самых низких в мире. 10% опрошенных американцев признались, что им приходилось давать взятку. А в России, Венесуэле, Индонезии таковых нашлось уже 50%. Причина взяточничества — в чрезмерном уровне государственного бюрократизма. Люди вынуждены давать взятки чиновникам, чтобы что-то сделать, или же искать другие способы обойти несправедливую систему.

Временами, попыясь защитить моральный облик капиталистов, Форбс начинает особо яро за них заступаться. «Почему известный гольфист Тайгер Вудс получает в 1,8 тысячи раз больше, чем обычная медсестра? Да потому что Вудс обладает умением, которое делает его исключительным на рынке труда, несмотря на то, что медсестра спасает жизни людей», — говорит он.

Огромная разница в доходах может казаться несправедливой, но она является отражением выбора участников рынка. А равные доходы не являются признаком здоровья экономики. В Советском Союзе и «нищей коммунистической Кубе» практически не было неравенства. Когда все бедны, о каком неравенстве может идти речь, иронизирует он.

Является ли повышение налогов возможностью для роста экономики? «Нет!» — убежден Форбс. В США налоговые поступления на протяжении последних 85 лет увеличивались каждый раз, как налоги снижались. И напротив, повышение налогов, как это было в 1993 году при Билле Клинтоне, замедляет рост экономики.

Нужно ли облагать большим налогом богатых, что на днях, кстати, предложил инвестор-миллиардер Уоррен Баффет? Нет, богатые и так платят больше, — настаивает Стив Форбс.

«Экономику России еще рано называть свободным демократическим рынком»

Вообще, Советский Союз и Россия неоднократно упоминаются в книге. В качестве исключительно отрицательного примера. Наша страна ставится в один ряд с Кубой, Нигерией, Ираном, Венесуэлой, к примеру. Критики свободной рыночной экономики часто приводят Россию в качестве примера безнравственности капитализма и капиталистов. Экономику России еще рано называть свободным демократическим рынком, признает Форбс и ссылается на данные Heritage Foundation, которая признала экономику нашей страны «в основном несвободной».

Авторы отмечают, что в России «управляемая демократия авторитарного типа, созданная Путиным». Да, констатируют они, российская экономика развивается, и с «бандитских 90-х» многое изменилось. Но нет должного уровня защиты прав собственности, который «мы принимаем как должное в Соединенных Штатах», говорит Форбс.

А российская судебная система работает неэффективно. В России все еще сложно открыть свой бизнес. Большую часть своих богатств страна получает с доходов от продажи нефти и других природных ресурсов, создает иллюзию капитализма при сохранении власти олигархов. Мистер Форбс запомнил и употребил в своей книге язвительное название госсистеме, которое дал Григорий Явлинский, — «липовый капитализм».

Почему в России обслуживающий персонал никогда не улыбается, даже спустя 20 лет после распада СССР, возмущены авторы. Потому что у власти слишком долгое время находились коммунисты. Представление о свободном удовлетворении потребностей людей, а также вежливость несвойственны их культуре, говорит Форбс. Почему в результате рыночных реформ уровень коррупции и преступности в посткоммунистической России увеличился, спрашивают авторы книги, и отвечают: потому что в России еще не сформировалась демократическая рыночная экономика.

Стив Форбс — респектабельный и успешный — превращается в разгоряченного лектора, который уже не может сдержать эмоций и временами переходит на крик: «Спасите капитализм от государства!».

«Если правительство продолжит принимать активное участие в экономике — в деятельности банков, страховых институтов, системе здравоохранения, автопроизводителей, то нас ждет социализм. Если мы это допустим», — предупреждает Форбс. Правда, когда он говорит «мы» и обвиняет государство в чрезмерном давлении на бизнес, он имеет в виду, конечно же, США.

Где купить:

1. В Интернет-магазине «Альпина Паблишер»
2. В Интернет-магазине OZON.ru

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию