Арктическая нефть: опасная и перспективная
Лента новостей
Нефтяные гиганты в стремлении начать бурение в Арктике явно опережают законодателей, только-только начинающих прописывать регулирующие нормативы для работы в регионе. К нефтяникам есть вопросы и у экологов
Богатства Арктики манят разработчиков. Крупная сделка ExxonMobil с «Роснефтью», договорившихся о стратегическом партнерстве в освоении арктического шельфа, — очередное свидетельство огромного интереса отрасли к разведке ресурсов за Полярным кругом, пишет The Wall Street Journal.
Объем нефти и природного газа в регионе может составлять 412 млрд баррелей нефтяного эквивалента — это около 22% мировых неисследованных запасов.
По мере таяния арктических льдов вести добычу в районе Северного полюса становится все проще. Высокие цены на нефть и политические ограничения в других регионах создают стимулы для нефтяных гигантов, таких как Royal Dutch Shell и Cairn Energy: они готовы инвестировать миллиарды долларов в ранее неразведанные территории.
Трудности, однако, предстоят огромные. Экстремальная погода и движение льдов в холодные месяцы могут приводить к повреждению и разрушению нефтяных платформ. Ликвидация возможных разливов нефти будет очень сложной. В морях в этом районе нет микроогранизмов, способных разлагать нефть. Если произойдет катастрофа, то существующих взлетных полос, портов и населенных пунктов в Арктике будет недостаточно для организации масштабной операции, подобной той, которая осуществлялась в прошлом году в Мексиканском заливе.
Мэрилин Хейман, директор американской арктической программы в природоохранной организации Pew Environment Group, предупреждает: энергетическая отрасль предпринимает шаги к началу бурения быстрее, чем большинство стран могут выработать регулирующие нормативы в регионе.
«Арктика — одно из самых опасных мест для бурения в мире, и мы должны предусмотреть необходимые стандарты безопасности, чтобы не допустить разлива нефти», — говорит Хейман.
ExxonMobil и «Роснефть», которые во вторник достигли соглашения о стратегическом партнерстве, надеются начать предварительную разведку в следующем году.
Представитель «Роснефти» в среду заявил, что компании предполагают пробурить первую разведочную скважину до 2015 года и, если все пойдет благополучно, могут начать добычу к началу следующего десятилетия.
Извлекаемый ресурс районов, в которых «Роснефть» планирует вести разведку в ближайшие годы, по оценкам, составляет 4,9 млрд тонн нефти (около 36 млрд баррелей), сообщает The Wall Street Journal.
Shell получила условное разрешение США открыть в следующие несколько лет на шельфе у берегов Аляски до 10 скважин, однако еще необходимы дополнительные согласования.
У западного побережья Гренландии по обе стороны Полярного круга шотландская компания Cairn Energy пробурила три скважины и планирует открыть еще четыре в этом году.
Два района Арктики, где, как считается, находятся гигантские залежи нефти и газа, — это север Аляски и северо-западные территории Канады, а также гигантская территория к северу от России протяженностью в 1,5 тысячи километров.
По словам Питера Робертсона, бывшего вице-председателя компании Chevron и независимого советника консалтинговой компании Deloitte, даже то, что можно было увидеть по данным минимальной разведки, вызывает огромный энтузиазм у геологов и экспертов. В этом регионе видят огромный потенциал и огромные возможности.
Пресс-секретарь Shell Келли де Виг заявила, что риски вполне регулируемые, на месте работ будут суда-нефтесборщики и в любых аварийных ситуациях компания способна принять ответные меры в течение часа. По ее словам, параметры давления в Мексиканском заливе были в пять раз выше тех, которые были бы в скважинах на шельфе Аляски.
Энтузиастов Арктики ждут и другие сложности. Например, для проектирования постоянных платформ для эксплуатации скважин потребуется сталь, которая в течение многих лет сможет выдерживать экстремально низкие температуры, не становясь хрупкой.
Страны вдоль арктических границ постепенно закладывают основы для более активного использования региона. В прошлом году Россия и Норвегия разрешили 40-летний спор и заключили договор о разграничении морских пространств и сотрудничестве в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане.
По мнению Лоусона Бригама, профессора географии и политики в Арктике Университета Аляски, для многих арктических стран, в том числе Норвегии и России, перспективы экономического роста зависят от разработки нефтегазовых ресурсов региона.