16+
Пятница, 22 сентября 2017
  • BRENT $ 56.79 / ₽ 3270
  • RTS1123.24
24 января 2012, 14:21 ОбществоКультураКонфликты

«Есть Карабас Барабас, который будет руководить марионетками»

Лента новостей

Открытие исторической сцены Большого театра не прервало череду скандалов, а лишь стало новой точкой их отсчета. Как Большой тратит президентские гранты, и чем это может обернуться для нынешнего руководства театра

Анатолий Иксанов не всегда находит общий язык с сотрудниками Большого театра. . Фото: ИТАР-ТАСС
Анатолий Иксанов не всегда находит общий язык с сотрудниками Большого театра. . Фото: ИТАР-ТАСС

В ноябре президент Дмитрий Медведев распорядился выделить гранты в ближайшие два года Большому театру (и еще шести ведущим российским музыкальным коллективам и организациям).

Согласно распоряжению от 22 ноября, среди грантополучателей Мариинский театр в Санкт-Петербурге, Государственный академический симфонический оркестр (ГАСО) имени Светланова, Государственный академический Большой симфонический оркестр имени Чайковского, Академический симфонический оркестр Санкт-Петербургской академической филармонии имени Шостаковича, Московская государственная консерватория имени Чайковского и Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Римского-Корсакова.

Правительство РФ 6 января этого года определило размер грантов президента в 2012-2014 годах: так, ежегодный размер грантов для Большого театра в этот период составит 375 млн рублей.

Надо сказать, что ежемесячный доход артистов балета Большого театра (они, в отличие от оперных исполнителей, переведены на контрактную основу) складывается из оклада, президентского гранта и гонорара за спектакль. Если премьер вышел в 2-3 спектаклях в месяц, его зарплата может составить 60-90 тысяч рублей.

Солист American Ballet Theatre Саша Радецкий (Sascha Radetsky) уверяет, что в России, благодаря поддержке государства, дела обстоят лучше, чем в американской балетной труппе.

А The New English Ballet Theatre предлагает танцорам 1200 фунтов стерлингов за один календарный месяц.

«Вообще не в практике озвучивать какие-либо гонорары в любом театра класса «А» в мире», — заявил Business FM директор Михайловского театра Владимир Кехман, отвечая на вопрос о гонорарах Натальи Осиповой и Ивана Васильева в его театре.

Однако, как стало известно BFM.ru, с распределением грантов в Большом театре не все просто. «Мы получаем гранты государственные, президентские. Но там тоже есть большое количество «но»: гранты постоянно обрезаются. В штат театра набраны люди, которые не нужны абсолютно. И они [администрация] не могут им платить официально зарплату, из-за этого гранты у нас потихоньку обрезают, все время говоря нам какую-то неправду, — рассказал порталу народный артист России, премьер Большого театра Николай Цискаридзе. — Все артисты это знают, и никто не может ни на что пожаловаться, потому что все время всякие ситуации, как со мной: посмел сказать правду — мы тебя сейчас уволим».

В интервью BFM.ru он заявил: «Путин на встрече с художественными руководителями театра заявил, что надо очень серьезно взяться за реформу в сфере культуры, разделить сферу, кто чем должен заниматься. Я надеюсь, что он это доведет до конца, потому что это очень важный вопрос. Из-за этого очень много федеральных бюджетных денег тратится впустую».

Кадровый резерв

Николай Цискаридзе считает, что все беды Большого кроются в «личностных» отношениях. «С нами договора подписывает директор театра, никто больше. И распоряжения, в основном, все дает он. Власть сосредоточена в одних руках. [Недовольным дают понять], что здесь есть Карабас Барабас, который будет руководить марионетками, — рассказывает Цискаридзе.

Генеральный директор Большого театра Анатолий Иксанов на днях удостоен ордена Почетного легиона. Это орден, учрежденный Наполеоном Бонапартом в 1802 году, президент Франции Николя Саркози выделил Иксанову из собственного резерва. «Этой высокой наградой отмечается выдающееся качество работы, проделанной вами на благо культуры вашей великой страны и в интересах российско-французского сотрудничества», — пишет Саркози.

Анатолий Иксанов — выпускник театроведческого факультета Ленинградского института театра, музыки и кинематографии, в 1978–1983 годы был главным администратором Большого драматического театра (БДТ), с 1983 по 1996 год — заместителем директора, с 1996 по 1998-й — директора БДТ. В 1998 –2000 годы Иксанов занимал должность заместителя гендиректора телеканала «Культура».

На пост генерального директора ГАБТа Анатолий Иксанов был назначен в 2000 году. Несмотря на то, что контракт с ним продлен до осени 2013 года, Иксанову приходится опасаться за свое кресло, поскольку слухи о его досрочной отставке возникают регулярно.

Так, еще летом 2010 года министр культуры Александр Авдеев рекомендовал на этот пост Юрия Лаптева.

Юрий Лаптев — советник президента РФ Дмитрия Медведева по вопросам культуры с мая 2008 года, бывший советник по вопросам культуры президента Владимира Путина (2004-2008). В прошлом — оперный певец, преподаватель Санкт-Петербургской консерватории.

Но тогда ни президент, ни премьер не решились менять гендиректора ГАБТа: нужно было завершить реконструкцию исторического здания.

Летом прошлого года «Известия» прогнозировали, что Иксанова уволят в сезоне 2011-2012 года. «В феврале 2012-го Анатолий Иксанов достигнет пенсионного возраста, — пишет издание. — Далее — март, выборы. Следом — непременные прокурорские проверки, как у нас принято. Вот тогда-то, скорее всего, и решится, кому быть следующим хозяином Большого театра».

Иксанову действительно в феврале исполняется 60 лет: они одногодки с Путиным, и это вряд ли можно считать серьезным поводом для отставки. Другое дело — если кресло зашатается под натиском скандалов, которые в последнее время буквально преследуют Большой.

«Я убедился, что Большой — на дне», — сделал 1 ноября сенсационное заявление в интервью «Комсомольской правде» оперный певец Зураб Соткилава. «Только два балетных номера были достойные: Захарова и Александрова. Остальное — посредственное. Я знаю, что и Образцовой, и Вишневской, и Нестеренко открытие не понравилось...Для меня важно, какие голоса будут звучать на оперной сцене. В труппе есть хорошие голоса, но им не дают дорогу те, кто у власти в театре: ты свой — дадут петь, а не свой — не дадут».

Впрочем, даже те, кому дают петь, не всегда соглашаются. Так, Елена Образцова отказалась от роли в опере «Руслан и Людмила» в постановке Дмитрия Чернякова. «Когда я сначала узнал, что она участвует, я удивился. Потом, когда я узнал, что она отказалась, я спросил: «Елена Васильевна, как?» Она сказала: «Колечка, нет у меня сил в этом участвовать. Я посмотрела, что вокруг меня делается, и мне стало с сердцем плохо. Вот, правда, стало плохо с сердцем, прямо на сцене», — пересказал разговор с Образцовой Николай Цискаридзе на «Эхе Москвы».

Скандал на сцене и за сценой

Премьерный спектакль «Руслана и Людмилы» действительно обернулся скандалом: публика не приняла слишком «современного» прочтения Пушкина, больше напоминавшего разного рода «Дозоры». Кроме того, во время действия единственная исполнительница роли волшебницы Наины Елена Заремба упала на сцене и сломала руку.

Балет-феерия «Спящая красавица» — вторая премьера Основной сцены — тоже испытал Большой на прочность. Генеральный прогон состоялся лишь за два дня до премьеры, потому что раньше не были готовы, ни свет, ни декорации, даже оркестр не смог попасть в театр на объявленную репетицию для прессы.

Во время спектакля, в прологе, фея Карабос, которая, должна проваливаться под сцену, опускаясь в люке, трусливо убегает в кулисы. В спектакле вообще не было машинерии, по некоторым данным, большую часть декораций так и не успели подготовить к премьере. В итоге, как говорят критики, вместо феерии — «полуфабрикат с большими музыкальными сокращениями».

А в день открытия исторической сцены, 28 октября, при падении тяжеловесных декораций пострадал рабочий сцены. 30-летний служитель театра был госпитализирован в институт Склифосовского. Позже администрация ГАБТа пояснила, что этот рабочий сцены вообще не должен был там находиться, то есть сам нарушил технику безопасности.

Николай Цискаридзе отмечает, что в зарубежных театрах есть четкое законодательство, где прописано вообще все. «А у нас все время обязан что-то делать артист, театр не обязан делать ничего, — сетует он в беседе с BFM.ru. — Там социальная защита фантастическая, медицинская страховка, у нас это все филькины грамоты. Огромные пенсии там, когда люди их достигают, и защищены во многом, а у нас никакой защиты, ничего. Если с нами случается травма, это все падает на наши плечи, либо на милость попечительского совета, если они соблаговолят и вам оплатят что-то, а так — нет».

Михаил Швыдкой, специальный представитель президента по международному культурному сотрудничеству, экс-министр культуры РФ, согласен с претензиями, но, тем не менее, встал на защиту Большого театра.

«Но, кроме как в Большом театре, проблема страховок на работе у нас не существует разве? Это общая система жизни. В этом смысле страхование осуществляется за счет бюджетных средств, это общие правила жизни в нашей стране, они другие, не как в Америке, — заявил он в интервью BFM.ru. — Но с моей точки зрения, труппа Большого театра весьма серьезная, и то, что сделано за последние годы, трудно переоценить. Проблемы, безусловно, есть: молодые артисты хотят работать в разных театрах. Просто из каких-то нормальных вещей стараемся создать некую сенсацию».

Спонсоры, попечители и публика

О том, что при Иксанове Большой театр достиг многого, во всяком случае с финансовой точки зрения, говорят многие. Это при нем стартовал благотворительный проект консалтинговой компании McKinsey, которая консультировала руководство ГАБТа по экономическим вопросам.

Специалисты McKinsey разбили работу на три этапа. Сначала консультанты оценили ключевые функции в работе театра: управление творческим процессом, производственная часть, продажа билетов и ценообразование, работа со спонсорами и государственными организациями, управление финансами, маркетинг, public relations и администрирование. Была поставлена задача: в максимально короткий срок увеличить доходы.

Консультанты McKinsey, писал «Коммерсантъ» десять лет назад, предложили сделать ценообразование более гибким, в частности, существенно повысить цены на самые престижные места и сохранить так называемые «социальные» билеты. В настоящее время цены на самые дорогие билеты в 15-20 раз выше, чем на самые дешевые.

В 2001 году была открыта касса в здании самого театра и началась продажа билетов через Интернет.

Далее: был создан отдел по работе со спонсорами, позже и Фонд Большого театра. И, наконец, был сформирован Попечительский совет Большого театра, в который вошли главы крупнейших компаний-спонсоров, внесших вклад свыше 250 тысяч долларов, а также известные политики.

Кстати, сегодня McKinsey не комментирует свое участие в процессе финансовой революции в ГАБТ (тогда за год расходы государственного бюджета на Большой театр удалось сократить на 20%), а руководитель проекта McKinsey Виталий Клинцов в настоящее время входит в исполнительный комитет Попечительского совета Большого театра.

С открытием основной сцены Большого театра цены взметнулись так сильно (за них просили от 90 тысяч до 20 млн рублей), что пришлось отсекать спекулянтов с помощью «билетов по паспорту». Опыт такой продажи Большой театр перенял у Ла Скала, но итальянский театр пошел в практике продажи билетов еще дальше: у них билеты можно выкупить только в день спектакля, сообщало РИА «Новости».

Система продажи билетов в Большой театр по паспортам начала дейстовать с 28 ноября. Пошаговая инструкция размещена на сайте театра, но нет схемы зала и не указаны цены на конкретные места, не понятно, как сможет заказать билет иностранец, и как быть родителю, купившему билет на ребенка, который у него в паспорте не записан.

Билеты на спектакли в Большом по паспортам можно купить только в предварительной продаже в Интернете и в кассах, в остальное время они продаются по старой схеме. Впрочем, далеко не всем желающим эти билеты по карману.

Рекомендуем:

  • Фотоистории