16+
Четверг, 18 апреля 2024
  • BRENT $ 87.47 / ₽ 8250
  • RTS1154.28
15 апреля 2012, 10:16 ПроисшествияОбществоКиноСМИКонфликты
Спецпроект: Месяц Англии

Пять мифов о «Титанике», навеянные фильмами

Лента новостей

Каждый знает, чем заканчивается эта трагическая история: «Титаник» идет ко дну. Последние часы его жизни стали источником мифов. Но насколько разные версии этого события, изложенные в фильмах, соответствуют реальности?

Кадр из фильма «Титаник» 1997 года.
Кадр из фильма «Титаник» 1997 года.

Сто лет назад «Титаник» врезался в айсберг и через два с половиной часа утонул, забрав с собой более 1500 мужчин, женщин и детей. Выход обновленной 3D-версии блокбастера 1997 года, снятого Джеймсом Кэмероном, лишний раз дает повод поговорить о том, что фантазии кинематографистов для многих людей стали восприниматься как факты.

«Непотопляемый»

В фильме Кэмерона мать героини смотрит на корабль, стоящий в доке Саутгемптона, и замечает: «Так вот он, тот самый непотопляемый корабль».

«Это, пожалуй, самый известный миф, связанный с «Титаником», — говорит исследователь лондонского Кингс-колледжа Ричард Хоуэллс. — Неверно будет полагать, что все так считали. Это такой миф, который не мог не возникнуть, потому что из него получается отличная история. Если человек из гордыни строит непотопляемый корабль, как Прометей крадет огонь у богов... то кажется логичным, что бог будет разгневан таким поведением и утопит корабль в первом же плавании».

Компания White Star Line, владевшая «Титаником», никогда не делала заявлений, что судно непотопляемо, и о его неуязвимости заговорили уже после катастрофы, отмечает Хоуэллс.

Несмотря на то, что «Титаник» утонул через 15 лет после появления кинематографа, а о катастрофе много рассказывали в новостных роликах, транслировавшихся в кинотеатрах, съемок корабля сохранилось крайне немного.

Это случилось из-за того, что до кораблекрушения «Титаник» не представлял особого интереса. Все лавры славы достались аналогичному лайнеру «Олимпик», совершившему первый рейс из Саутгемптона в Нью-Йорк в 1911 году. «Олимпиком» командовал тот же капитан, и он прошел по тому же маршруту. В конце концов, на ней было даже ровно столько же спасательных шлюпок, как и на «Титанике».

Для иллюстрации событий вокруг «Титаника» в новостных блоках использовали съемки «Олимпика».

Последняя композиция оркестра

Одна из наиболее ярких сцен во многих фильмах о «Титанике» изображала оркестр, который продолжает исполнять музыку, когда корабль тонет. Предполагается, что музыканты играли, чтобы морально поддержать пассажиров, а последним произведением, которое они исполнили, стал якобы церковный гимн «Ближе, Господь, к Тебе». Никто из музыкантов в катастрофе не выжил, но из них впоследствии сделали героев.

Куратор архива Британского института кино Саймон Макаллум считает, что очевидцы слышали, как оркестр играл на палубе, но по поводу последней композиции возникают разногласия. Некоторые утверждают, что оркестр играл рэгтайм и популярную музыку.

«Пассажир, утверждавший, что играли именно этот гимн, оказался в спасательной шлюпке задолго до того, как «Титаник» пошел на дно, — отмечает Макаллум. — Мы никогда не узнаем правду, потому что все семь музыкантов погибли. «Ближе, Господь, к Тебе» — очень эмоциональный гимн и прекрасно подходит в качестве сильного романтического образа в фильме»

Пол Лоуден-Браун из общества изучения истории «Титаника» консультировал Джеймса Кэмерона во время съемок его фильма. По словам Лоуден-Брауна, сцена с музыкантами из фильма 1958 года «Незабываемая ночь» была сделана настолько изящно, что Кэмерон решил повторить ее в своем фильме. «Он сказал мне: «Я взял всю сцену полностью в свой фильм, потому что она мне очень понравилась, она стала неотъемлемой частью истории», — говорит историк.

Кадр из фильма 1958 года «Незабываемая ночь»

Смерть капитана Смита

Немногое известно о последних часах капитана Смита, но его помнят как героя, несмотря на то, что он не внял предупреждениям об айсбергах и не снизил скорость корабля даже после того, как поступило сообщение о скоплении льда на курсе «Титаника».

«Он знал, сколько было пассажиров на лайнере и сколько мест было в спасательных шлюпках, но при этом он допустил, что шлюпки были заполнены не полностью», — считает Лоуден-Браун, который не согласен с геройским портретом капитана, представленным в фильмах.

При тихой безветренной погоде в ту ночь первая шлюпка отчалила от корабля с 27 людьми вместо полагавшихся 65. Многие шлюпки были заполнены наполовину и не вернулись к месту гибели судна, чтобы спасти выживших.

«Считается, что капитан погиб геройской смертью. В его честь были возведены памятники. Были напечатаны открытки и придуманы истории о том, как он плыл в воде с ребенком в руках и говорил: «Удачи вам, ребята! Позаботьтесь о себе». И прочее, чего не было в действительности, — настаивает Лоуден-Браун. — Капитан Смит несет ответственность за все проколы в организации работы на борту лайнера. Винить кого-либо еще в этом нельзя».

В частности, капитан Смит не отдал приказ «покинуть корабль», из-за чего многие пассажиры не понимали, что «Титаник» был обречен. Не было четкого плана эвакуации, не было обращения к людям, не был отработан спуск спасательных шлюпок на воду.

Куратор корабельной истории национального морского музея в Гринвиче Джон Грейвс согласен, что в ту роковую ночь присутствия Смита на корабле не ощущалось. Грейвс считает, что капитан, возможно, получил психологическую травму, осознав, что спасательных шлюпок на всех не хватит. «Его сумбурность мышления можно выявить в том, что он перепутал дизайн «Титаника» с «Олимпиком». Он, в частности, отдал распоряжение начать спуск шлюпок с палубы, которой не было на «Титанике», но которая была на «Олимпике», — говорит Грейвс.

Кадр из телевизионного фильма «Титаник» 1996 года.

Бизнесмен-злодей

Есть множество историй, связанных с Брюсом Исмеем — президентом компании, построившей «Титаник», но практически все они сводятся к тому, что он трусливо сбежал с тонущего корабля, в то время, как пассажиры, в том числе женщины и дети, боролись за жизнь. Почти все сюжеты о лайнере показывают Исмея трусом, который заставил капитана не сбавлять скорость лайнера, а затем спас собственную шкуру, запрыгнув в первую шлюпку.

«Ни один режиссер не может пройти мимо этой темы предательства, не включив ее в фильм, — говорит Пол Лоуден-Браун. — Если вернуться к истокам того, откуда это началось, мы наткнемся на Уильяма Рэндольфа Херста — крупного газетного американского магната. Они повздорили с Исмеем за много лет до «Титаника», когда Исмей не желал общаться с прессой по поводу кораблекрушения, случившегося с одним из кораблей его компании White Star.

Исмей стал объектом жесткой критики в Америке, где против него была развернута настоящая информационная война империей Херста. Например, при публикации имен пассажиров после катастрофы в разделе выживших фигурировало лишь имя Исмея. Некоторые из выживших утверждали, что он запрыгнул в первую спасательную шлюпку, другие говорили, что он потребовал, чтобы его команда увезла его в безопасное место, а корабельный парикмахер настаивал, что сесть в лодку Исмея заставил старший помощник капитана.

Лорд Мерсей, проводивший расследование в 1912 году от Великобритании по факту гибели «Титаника», сделал заключение, что Исмей помог многим пассажирам лайнера сесть в шлюпки, прежде чем занять место в последней из них. «Если бы он в нее не запрыгнул, то его имя бы добавилось к числу погибших», — сказал лорд Мерсей.

В фильме «Титаник» 1943 года, снятом в фашистской Германии по поручению министра пропаганды Йозефа Геббельса, Исмей показан властолюбивым бизнесменом-евреем, который заставляет смелого тевтонского капитана разогнать лайнер в опасной зоне айсбергов, несмотря на все предупреждения и увещевания. В фильме 1958 года «Незабываемая ночь», который долгое время считали самым исторически правдивым, Исмей также показан злодеем.

Кадр из фильма «Титаник» 1997 года.

Лауден-Браун считает, что это несправедливо. Он поднял вопрос об этом при работе с Джеймсом Кэмероном. В фильме Кэмерона Исмей пользуется своим положением, чтобы заставить капитана не сбрасывать скорость для быстрого прибытия в Нью-Йорк и создания вокруг этого рекламной шумихи. «Мне сказали, что сценарий переделывать не будут, потому что это то, что ожидает увидеть зритель», — делится Лоуден-Браун.

Исмей не смог преодолеть свой позор того, что он прыгнул в спасательную шлюпку, и ушел из компании White Star в 1913 году.

Фрэнсес Уилсон — автор книги «Как пережить «Титаник»: падение Брюса Исмея» — сочувствует Исмею и рассматривает его как простого человека попавшего в затруднительное положение. «Он был совершенно не готов эмоционально к тем событиям, которые ему пришлось пережить. Он был в замешательстве, и его поведение приводило других в замешательство из-за положения Исмея на корабле, — рассуждает Уилсон. — Был он простым пассажиром, как он сам утверждал, или он был «супер-капитаном», как предположило расследование? Люди на корабле ведут себя в соответствии со своим рангом, а Исмей не имел представления, какой у него ранг».

Пассажиры третьего класса

Одна из самых сильных сцен в фильме Кэмерона показывает, что пассажиров третьего класса не выпускали наружу, чтобы они могли добраться до спасательных шлюпок. Ричард Хоуэллс говорит, что документальных свидетельств этому нет.

Ограждения, которые отделяли пассажиров третьего класса от остальных, действительно существовали. Но это было сделано не на случай кораблекрушения, а для того, чтобы выполнить директивы иммиграционного закона США и чтобы препятствовать распространению вирусных инфекций. В число пассажиров третьего класса входили армяне, китайцы, голландцы, итальянцы, русские, скандинавы, сирийцы, а также жители Британских островов. Все они хотели начать новую жизнь в Америке.

«Американский закон об иммиграции предписывал, что иммигранты должны были находиться отдельно от других пассажиров, чтобы перед прибытием в Манхеттен, «Титаник» мог остановиться на острове Эллис, где все иммигранты должны были пройти медицинский осмотр и выполнить другие формальности», — говорит Хоуэллс.

У пассажиров каждого класса были свои выходы на отдельные палубы и, соответственно, к находившимся там спасательным шлюпкам, но как раз на палубе третьего класса спасательных шлюпок не было. Пассажирам третьего класса пришлось преодолеть лабиринт коридоров и лестниц, чтобы попасть на верхнюю палубу. У пассажиров первого и второго классов в этом смысле были изначальные преимущества.

Британское расследование крушения «Титаника» также отметило, что на корабле следовали нормам американского иммиграционного законодательства, а сообщения о том, что пассажиров третьего класса не пускали к шлюпкам, не соответствуют действительности.

Вместе с тем, свидетельства, приведенные в расследовании, указывали, что поначалу некоторые проходы были перекрыты, пока стюарды ждали дальнейших инструкций, и были открыты лишь после того, как большинство спасательных шлюпок уже были спущены на воду.

Лорд Мерсей отметил, что пассажиры третьего класса неохотно покидали корабль, не желая оставлять свой багаж.

Никакие из представленных показаний не указывали на преднамеренное ограничение передвижений пассажиров третьего класса, скорее имел место недосмотр, вызванный слепым подчинением правилам, но результат всё равно был трагичным.

Кадр из фильма «Титаник» 1943 года.

Никто из пассажиров третьего класса не давал показаний во время британского расследования кораблекрушения. Их интересы представлял адвокат В.Д. Харбинсон, который также сделал заключение, что кто-то ограничивал эвакуацию его клиентов.

Класс всё же имел значение. Из пассажиров третьего класса выжила лишь треть.

Фотографии с «Титаника», сделанные Фрэнком Брауном

Гибель «Титаника»: рассказы очевидцев

Люди, пережившие трагедию «Титаника», вспоминали, что не могли и предположить, что корабль утонет, происходящее поначалу воспринимали как незначительный инцидент или даже как шутку коллег. Корреспонденты Би-би-си неоднократно общались с очевидцами катастрофы. Мы приводим воспоминания некоторых пассажиров и членов экипажа «Титаника».

Второй помощник капитана Чарльз Лайтоллер — самый высокопоставленный офицер «Титаника», переживший катастрофу. Кораблекрушение в ночь на 15 апреля было не единственным в его карьере.

«За 30 лет работы в море мне довелось спасаться с четырех тонущих кораблей. Но ничто не смогло превзойти драму « Титаника».

После выхода из Саутгемптона нас сопровождала прекрасная погода: не было ни ветерка. Вечером 14 апреля мы вошли в район, где было замечено много айсбергов. Об этом сообщала полученная с другого корабля радиограмма. Но нас не уведомили о ее получении.

В тот момент я управлял судном, и получи я то сообщение, непременно бы отдал приказ, чтобы замедлить скорость движения. А капитан, скорее всего, распорядился бы остановить корабль и продолжить движение при свете дня.

После моей смены я передал управление офицеру Мердоку и отправился в свою каюту. Как только я узнал о столкновении, то незамедлительно вернулся на верхнюю палубу. Я сразу же распорядился расчехлить все спасательные шлюпки и приготовиться к эвакуации. Каждый член команды знал, что ему необходимо делать в этой ситуации.

Я спросил у капитана: «Мне начинать эвакуацию женщин и детей?» Он только кивнул. Никто, включая меня, не верил, что «Титаник» может утонуть. Отправив очередную спасательную шлюпку, я побежал к парадной лестнице и увидел, как повышается уровень воды. Было видно, как горят под водой лампы, и это производило жуткое впечатление.

Когда я понял, что корабль обречен, то начал усаживать в шлюпки большее число людей.

Мне кажется, в ту ночь команда корабля задала стандарт умелой работы, который никогда не будет побит. Каждая шлюпка была заполнена пассажирами и спущена на воду без происшествий. Никто не пытался пролезть вне очереди. Для последних двух шлюпок было сложно найти женщин.

Когда упала одна из дымовых труб, я чуть не оказался под ней. Я уже был в воде и держался за канат перевернувшейся лодки. Волна от трубы отнесла меня и людей в лодке от тонувшего корабля. И мы увидели, как «Титаник» погрузился в морскую пучину.

Балансируя, мы старались удержаться на перевернувшейся лодке. Некоторые не дожили до рассвета, замерзнув в ледяной воде. В какой-то момент находившиеся на лодке начали читать молитву «Отче наш». Утром появилась «Карпатия» и спасла всех выживших».

Кадр из фильма 1958 года «Незабываемая ночь»

«Мне было поручено грести»

Фредерик Дент Рей, работавший на «Титанике» стюардом, поначалу решил, что его разыгрывают коллеги.

«Я отправился спать примерно в 10:30 вечера и уже засыпал, когда почувствовал толчок, сравнимый с тем, когда поезд отправляется со станции. Через 10 минут ко мне пришел главный стюард и сказал, что произошло столкновение. Я подумал, что он шутит.

Затем я услышал крики людей, что на верхней палубе требуется помощь, и поднялся туда. Было холодно, и я решил вернуться за пальто. Вернувшись, я взял пальто, несколько платков, приготовленных женой, и бритвенный станок на тот случай, если не смогу вернуться на следующее утро.

На парадной лестнице я столкнулся с Ротшильдом (Мартин Ротшильд, один из пассажиров судна – прим. ред.), который поднимался наверх, и мы пошли вместе. На палубе я услышал звуки скрипки. Мне показалось странным, что кто-то в это время может играть музыку. Это был корабельный оркестр. Я не узнал мелодию, потому что скрипач еще только настраивал скрипку.

Я подошел к 13-й шлюпке, которая уже была практически полностью заполнена, и стал помогать пассажирам занимать места. Там была женщина, которая кричала и плакала от страха и говорила, что никогда не плавала в таких лодках.

Некоторые пассажиры не хотели садиться в шлюпки, оставаясь в своих каютах, пока не оказалось слишком поздно. Мне было поручено грести.

Когда шлюпка была в воде, самое главное было отплыть от корабля, чтобы не утонуть вместе с ним. В нашей шлюпке находилось 62 человека. Это выяснилось, когда мы садились на «Карпатию», которая нас спасла».

Предчувствие трагедии

Когда семья Евы Харт отправилась в путешествие на "Титанике", ей было всего семь лет.

«Мы должны были плыть в Нью-Йорк на корабле «Филадельфия», но из-за начавшейся незадолго до этого забастовки угольщиков рейс был отменен. Мой отец был очень счастлив, когда ему предложили взамен билет второго класса на «Титаник».

У моей матери был панический страх, когда мы садились на «Титаник», и она не могла понять, почему. Она отказывалась спать по ночам. Спала она днем. Когда случилась трагедия, мама была одета и бодрствовала. Мы с отцом спали.

Кадр из фильма «Титаник» 1943 года.

Мать почувствовала толчок и сразу поняла, что случилось то, чего она боялась. Она разбудила отца, и он немедленно отправился на палубу узнать, что произошло. Вернувшись, он сказал матери надеть пальто и повел нас к одной из спасательных шлюпок. Было холодно, меня закутали в одеяло.

Отец посадил меня и мать в шлюпку, но сам залезть в нее не попытался. Мы попрощались, и больше я его никогда не видела.

Мы гребли как можно дальше от корабля, чтобы нас не утащило в океан вместе с ним. Мы видели, как тонет «Титаник», видели панику людей, бегающих по палубе в поисках спасательных шлюпок.

«Титаник»: хронология погружения на дно океана

Мне — 7-летней девочке — было невероятно страшно, но кошмары еще долго преследовали меня и после той ночи. Из-за того, что наша шлюпка была переполнена, нескольким людям пришлось пересесть в другую. Так мы с матерью оказались в разных лодках».

"Что с кораблем?"

Кадр из фильма «Призраки бездны: Титаник» 2003 года.

Эдвина Макензи пережила кораблекрушение на 72 года, дожив до ста лет.

«Я легла спать в 10:30 вечера и уже дремала, когда почувствовала вибрацию корабля. Я встала с кровати и вышла в холл, где курили несколько мужчин. Они спросили: «Что с вами?» Я сказала: «Что с кораблем?»

Они ответили, что корабль всего лишь задел айсберг. Люди думали, что будет безопаснее остаться на «Титанике», чем садиться в спасательные шлюпки.

Когда мы отплывали, то видели, как корабль постепенно уходит под воду. Ехать на «Карпатии» в Нью-Йорк было очень грустно. Путь занял целых четыре дня».

Другие новости Великобритании — на сайте Русской службы Би-би-си

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию