Законопроект о митингах депутаты обсуждают под смех и аплодисменты
Лента новостей
В Госдуме депутаты от оппозиции успешно затягивают принятие законопроекта о митингах и подбадривают друг друга смехом и аплодисментами. Депутаты отклоняют одну за одной поправки оппозиции. За стенами Госдумы строятся планы по сбору «штрафных кошельков»
Госдума сегодня рассматривает законопроект, ужесточающий наказания за нарушения правил проведения массовых акций. К дневному перерыву успели принять самые спорные поправки, внесенные «Единой Россией»
С самого утра протесты против принятия нашумевшего законопроекта о митингах проходили как в стенах Госдумы, так и за ее пределами.
Парламентская оппозиция и президентский Совет по развитию гражданского общества и правам человека пытались отложить рассмотрение законопроекта. Фракции КПРФ, «Справедливая Россия» и ЛДПР предложили снять законопроект о митингах с рассмотрения, но не набрали нужного числа голосов: при необходимых 226 «за» перенос проголосовали только 209 депутатов (на КПРФ, ЛДПР и «Справедливую Россию» приходится 212 мандатов).
Еще до дневного перерыва голосами «Единой России» были приняты существенные поправки — о многократном увеличении штрафов за нарушение правил проведения митингов и о создании аналогов «гайд-парков», где можно будет проводить массовые акции. Правда, численность таких собраний не должна превышать 100 человек. Одобрена и поправка о введении наказания за организацию так называемых «народных гуляний», если это повлекло нарушение общественного порядка. В законопроекте это называется «массовым одновременным пребыванием граждан в общественных местах». Были приняты также поправка о запрете на ношение масок на митингах и поправка, согласно которой организатором массовой акции, не заявленной как публичное мероприятие, может быть признан человек, собственно занимающийся его организацией.
«Политический цирк»
Справороссы заявили о том, что намерены затянуть рассмотрение законопроекта вынесением на рассмотрение по отдельности нескольких сотен поправок (всего их около 350), подготовленных депутатам фракции, сообщил журналистам глава «Справедливой России» Сергей Миронов. Однако сразу после перерыва реализовывать эту стратегию взялись депутаты от фракции коммунистов.
После перерыва депутат от КПРФ Вадим Соловьев начал зачитывать список поправок, вошедших в таблицу рекомендованных к отклонению предложений. Перечисление он сопровождал следующим текстом:
«поправка № … из таблицы № 2 поправок к законопроекту № 70631-6 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», рекомендованная комитетом по конституционного законодательству и государственному строительству к отклонению голосами депутатов партии «Единая Россия»».
Сначала спикер Госдумы Сергей Нарышкин попытался прервать депутата, но сделать этого ему не удалось.
Всего же список поправок, рекомендованных к отклонению, включает в себя 358 пунктов в одной таблице и еще 53 — в другой.
Выступление Соловьева, который монотонно зачитывал список поправок, периодически сопровождалось смехом и аплодисментами. Примерно через 10 минут перечисления депутат Соловьев попросил стакан воды. По окончанию его выступления Сергей Нарышкин переспросил: «У вас все? Спасибо за точность формулировок».
После этого поправки начали выносить на открытое голосование. На 17:38 мск ни одна из оппозиционных поправок не была принята. Рассмотрение поправок продолжается.
Ряд депутатов из фракции «Единая Россия» назвал происходящее в зале «политическим цирком» и «фарсом», устраиваемым «за счет государства».
Депутат «Справедливой России» Геннадий Гудков предложил перенести рассмотрение законопроекта на 9 июня (это означало бы, что Совет Федерации не сможет рассмотреть законопроект до 12 июня, на которое оппозиция и гражданские активисты запланировали акции протеста). Однако за это предложение проголосовали всего 17,1% депутатов, перенос сроков был отклонен.
Правозащитников проигнорировали
Совет по правам человека, в свою очередь, обратился с письмом к спикеру Госдумы Сергею Нарышкину с просьбой вернуть законопроект в первое чтение, опубликовать его для общественного обсуждения и через 60 дней приступить ко второму чтению. Просьба была проигнорирована.
В письме Нарышкину говорится, что введение обязательных работ в КоАП наталкивается на установленный международным правом запрет принудительного труда, такое наказание не скоординировано также с трудовым законодательством и международными обязательствами России. А введение административного штрафа свыше пяти тысяч рублей приведет к смешению уголовной и административной ответственности. (Об этом ранее в интервью BFM.ru говорил глава правозащитной организации «Агора» Павел Чиков.) Пока административные штрафы ограничиваются максимальной планкой в 5 тысяч рублей, а штрафы в рамках УК составляют от 5 тысяч до 1 млн рублей. «Фактически, поправки в ч. 1 ст. 3.5. КоАП РФ вводят уголовное наказание за административное правонарушение», — говорится в письме Нарышкину.
Кроме того, предлагаемые в законопроекте размеры штрафов «явным образом несоразмерны имущественному положению большинства граждан Российской Федерации и установленному государством минимальному размеру оплаты труда», — обращали внимание членов нижней палаты правозащитники. В письме говорится, что наказанию можно подвергнуться за «организацию не являющегося публичным мероприятием массового одновременного пребывания и (или) передвижения граждан в общественных местах». Такая формулировка позволяет любое скопление людей (очередь у касс, пребывание зрителей у входа в театр во время антракта и т.д.) интерпретировать как противоправное «массовое пребывание».
Член Совета по правам человека и глава Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева по поводу последней поправки в интервью BFM.ru иронизирует: «Если я умру, через пару дней организуют мои похороны, и я надеюсь, что на них придет немало людей, потому что я работала с очень большим числом людей. Кто за это [за скопление людей] будет отвечать? Я, лежащая в гробу, или тот, кто этот гроб заказывал? Это глупость какая-то, но под закон о митингах все подходит. У меня 85-летие этим летом, я приглашу много гостей. Это что, я должна обращаться за согласованием, и если кто-то по пьянке сломает стул, то платить 300 тысяч?».
Людмила Алексеева не исключает обращения к президенту с просьбой наложить вето на закон, или же в Конституционный суд либо Европейский суд по правам человека, если закон начнет действовать: «Если президент не услышит нас, мы будем ждать первого же пострадавшего от этого закона, чтобы убедить его обратиться в Конституционный суд по поводу неконституционности этого закона. И если это не поможет, то обратимся в ЕСПЧ», — пояснила она BFM.ru.
За стенами парламента
За пределами Госдумы с утра на Охотном ряду представители непарламентских и незарегистрированных партий протестовали против принятия поправок.
С призывом придти на акцию протеста ранее обратился лидер «Яблока» Сергей Митрохин. «Не сорвем все вместе эти поправки 5-го, — огребем стотысячные штрафы уже 12-го… Заявка о проведении публичного мероприятия у ГД оформлена в соответствии с законом», — говорилось в его открытом письме.
В итоге, всего в ходе акции протеста у здания Госдумы задержано 24 человека. Митрохин в их числе. «Меня и еще 11 задержанных привезли в ОВД Тверское. Еще 12 человек отвезли в Мещанское», — написал он в Twitter после задержания.
В телефонном интервью BFM.ru он рассказал, что во время задержания полицейские отказались представиться, предъявить удостоверения и не указали причину задержания. Еще один из задержанных — активист «Солидарности» Сергей Давидис — в своем Twitter также написал, что при задержании полицейские не представлялись и не предъявляли никаких требований «Просто молча хватают», — написал он.
После задержания Сергей Митрохин, по его словам, позвонил уполномоченному по правам человека в РФ Владимиру Лукину и «тот вмешался».
«Мне позвонил после этого представитель ГУ МВД по Москве Бирюков Виктор Александрович. Я ему сообщил о незаконных действиях полиции. Он сказал, что разберется. Сейчас результатом этого вмешательства стало то, что все-таки пришел мой юрист с бумагой, которая подтверждает полную законность наших действий у Госдумы. Мы задержаны абсолютно незаконно», — рассказал Митрохин.
В итоге, через пять часов Митрохина освободили, 18 июня мировой суд будет рассматривать его дело. Ему вменяется часть 2 статьи 20.2 КоАП (нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования). Наказание по этой статье пока еще предусматривает штраф от 1 до 2,5 тысячи рублей либо административный арест на срок до 15 суток.
По этой же статье составляются протоколы и в отношении других задержанных. Всего, по данным ОВД-Инфо, задержано 70 человек, ГУ МВД по Москве говорит о том, что задержано около 20 человек.
«Штрафной кошелек»
Тем временем правозащитники начали готовиться к резкому росту штрафов. Людмила Алексеева не исключает организацию сбора средств для помощи тем, кто может быть оштрафован на публичных мероприятиях, рассказала она BFM.ru. За основу может быть взят «кошелек Романовой», через который с 19 декабря прошлого года собирались средства на проведение митингов. За два дня было собрано 3 млн рублей.
«Я выступала вчера с таким предложением и с удовольствием узнала, что такое же предложение выдвинул Алексей Навальный. Да, надо открыть кошелек, и я первая положу в него деньги», — рассказала она.
Правда, «штрафной кошелек» должен быть в разы больше того, что создавался для орграсходов.
К примеру, 5-6 декабря 2011 года во время акций протеста в Москве против итогов выборов в Госдуму было задержано от 600 до 900 человек. Таким образом, общая сумма штрафов в этом случае могла бы составить 180–270 млн рублей (если взять за основу принятый штраф в 300 тысяч рублей) или, если брать по минимуму, 6–9 млн рублей. (Штрафы, согласно уже принятой сегодня поправке, для граждан варьируют от 10–20 тысяч рублей, максимально возможный для граждан штраф — 300 тысяч рублей, если их действие (или бездействие) на акции привело к причинению вреда здоровью человека. Для должностных и юридических лиц максимальная планка 600 тысяч–1 млн рублей).
В ходе «Марша миллионов» было задержано, по разным данным, от 436 до 650 человек (данные полиции и организаторов марша разнятся), на следующий день полиция задерживала в центре Москвы гуляющих с белыми лентами. Таким образом, только «Марш миллионов» мог бы пополнить казну минимум на 4,4–6,5 млн рублей, а максимум — на 130,8–195 млн рублей и.
«Если митинги будут большие, если выйдет 100 тысяч человек, то если каждый внесет три рубля, что совершенно даже для совсем необеспеченного человека вещь возможная, — уже на один штраф средства обеспечены», — размышляет Алексеева.
Как теперь бороться оппозиции
Останутся ли митинги и уличные акции протеста после принятия законопроекта — вопрос.
Сергей Митрохин признал в беседе с BFM.ru, что в таком случае он «вряд ли» будет призывать людей ходить даже на согласованные акции. «На мне будет ответственность за тех людей, которых я позову. Там же шаг влево, шаг вправо — либо штраф, либо принудительные работы, которые запрещены нашей Конституцией. Я уже не рискну. Будем продумывать какие-то другие формы политической борьбы. Запрещены будут через два дня не только политические собрания, но и вообще любые собрания. Это касается не только тех, кто ходит на акции, это касается всех без исключения. Наивен тот, кто думает, что его это может обойти стороной».
О возможном появлении новых форм борьбы говорит и Людмила Алексеева. «Люди очень изобретательны». Примеры собеседники BFM.ru привести затруднились.
Добавим, сегодня источник в Кремле заявил журналистам, что возможные нарушители порядка на акциях протеста 12 июня, скорее всего, будут привлекаться к ответственности уже по новым правилам. На этот день, в частности, запланированы акции «Лиги избирателей» и «Марш миллионов». Оба мероприятия пока не согласованы с московскими властями. Однако наказание в виде принудительных работ к нарушителям назначаться не будет, уточняет РИА «Новости».