«Мы уже не пойдем в храм, мы уже там были»
Лента новостей
Первое интервью освобожденной вчера из СИЗО участницы Pussy Riot Екатерины Самуцевич вызвалo бурную реакцию в блогах: в Сети рассуждают о ее возможной сделке со следствием, ошибках адвокатов и о том, насколько осторожно Самуцевич ведет себя на свободе
Десятиминутное интервью Екатерины Самуцевич, которой 10 октября Мосгорсуд заменил реальное наказание на условное, выложено на сайте американского телеканала CNN. Вопросы ей задавала Кристиана Аманпур.
Ведущую интересовала интерпретация Самуцевич по поводу того, почему именно ее одну из трех участниц Pussy Riot освободили.
Кстати, тема освобождения участницы панк-молебна стала одним из самых популярных запросов поисковой системы Google в четверг.
«Однозначного ответа на этот вопрос у меня нет, — сказала Екатерина Самуцевич. — … Но на слушаниях речь шла о том, что я напрямую не принимала участия в действиях, которые трактовались как преступление, и для суда это, возможно, был железный аргумент… В приговоре было обозначено, что преступными действиями считаются непосредственно действия девушек, которые плясали на амвоне. Так получилось, что охранник вывел меня до того, как они начали танцевать. Поэтому с формальной точки зрения я напрямую в этом не участвовала. Возможно, именно поэтому суд принял такое решение».
Самуцевич не исключила, что Надежду Толоконникову и Марию Алехину тоже могут отпустить. «Я думаю, возможно все. На сегодняшний день мы видим, что ситуация не прогнозируема. Конечно, можно давать прогнозы, но мы не знаем, как все обернется на самом деле. Сегодняшнего [интервью состоялось 10 октября] освобождения я совсем не ожидала».
При этом на вопрос «не думаете ли вы, что этот ход властей — освободить одну из участниц и оставить в заключении двух других — преследует целью разделить вас?», она ответила утвердительно. «Но зачем они так сделали, я не знаю. Но эта политика «разделяй и властвуй» не сработает. Что касается слухов о том, что в группе раскол, — это неправда, такого нет, и не было».
Также в ходе интервью Самуцевич заявила, что группа не отказывается от политического протеста: «Со времени нашего выступления ситуация в стране ухудшилась. И сам судебный процесс тому подтверждение. Были допущены нарушения, которые указывают на проблемы в судебной системе в России. Можно было увидеть, что она очень зависима от мнения и позиции президента России», — заявила Самуцевич.
Новых выступлений в храмах не будет, сказала она: «Концепция нашей группы такова, что мы никогда не выступаем в одних и тех же местах. То есть следующее выступление будет в совершенно другом месте и на другую политическую тему… Мы уже не пойдем в храм, мы уже там были».
«Похоже на сделку со следствием, если не на удачную вербовку»
Интервью и сам факт освобождения вызвали широкое обсуждение в блогах. Блогеры гадают, каковы были мотивы судебного решения, обсуждают поведение адвокатов и самой Самуцевич, оказавшейся, как она сама утверждает, неожиданно на свободе.
«Как разнятся выступления Толоконниковой и Алехиной с одной стороны и Самуцевич — с другой. Не верю я в успех адвоката — очень похоже на сделку со следствием, если не на удачную вербовку», — написала на своей странице в Facebook главный редактор журнала The New Times Евгения Альбац.
«Хотите сыграть в правосудие — приглашайте лояльных власти адвокатов»
Эту же тему развивает журналист и правозащитник Александр Подрабинек.
«Если кто-то возьмется утверждать, что Самуцевич освободили в зале суда потому, что она в меньшей степени преступна, чем Алехина и Толоконникова, то я посоветую автору этих утверждений вести колонку в юмористическом журнале, — пишет он в своем блоге в Живом Журнале. — Невиновность всех троих в уголовно-правовом смысле настолько очевидна, настолько убедительно и многократно доказана. <…> В изменении приговора Кате Самуцевич виден расчет, и он прозрачен — посеять раздор в группе Pussy Riot, у которой может оказаться большое будущее. <…> Пока же она [власть] продемонстрировала ясную позицию: с адвокатами, публично поддерживающими политическую позицию своих подзащитных, шансов на мягкий приговор у подсудимых нет никаких. Выбор за подсудимыми. Хотите сыграть в правосудие — приглашайте лояльных власти адвокатов; хотите справедливости — мотайте срок. Выбор, подобный этому, у политзаключенных — на каждом шагу».
На то, что получение условного наказания последовало после того, как Екатерина Самуцевич сменила адвокатов, обращает внимание и журналист Ольга Романова в своей колонке на Slon, которую она опубликовала в Facebook. «Да, весь московский судейский корпус очень раздражает адвокат Виолетта Волкова — бывший прокурор, между прочим, то есть по меркам судей и Ко — предатель, каких еще поискать. И Волкова получила свою порцию шельмования (не так здесь важно, насколько заслуженно). И она наказана не меньше Самуцевич. А вот насколько это наказание будет эффективно, зависит от нас, и только от нас. Не судите, да не судимы будете», — пишет Романова.
«Все-таки внятная коммуникация тоже что-то решает»
«Адвокаты и до вашего входа в процесс говорили на суде, что у Толоконниковой и Алехиной маленькие дети, а Самуцевич не плясала в храме. Но суд не внял тогда этим словам. А сейчас внял. В чем фокус? — Потому что задача адвоката — сфокусировать внимание на одном конкретном моменте. И этого не было сделано раньше. Это Ирина Хрунова, адвокат Екатерины Самуцевич, единственной освобожденной девушки из Pussy Riot. Все-таки внятная коммуникация тоже что-то решает», — пишет пользователь kapterev в своем блоге в Живом Журнале.
«Надеюсь Вы хорошо заработали на # pussy ? Ведь теперь вас вряд ли кто возьмет в защитники», — написал в Twitter один из пользователей сервиса микроблогов экс-адвокату Самуцевич Виолетте Волковой.
«Болото нужно высушивать до конца»
У ряда пользователей, занимающих процерковную позицию, вызвало недовольство то, что Самуцевич заявила о намерении продолжать политический протест.
«Итак, Самуцевич дали шанс. Она вышла и нагадила. Ее вытащил авдвокат из грантоедской антипутинской конторы под названием «Агора», — пишет православный активист Кирилл Фролов, который, как ранее сообщал BFM.ru, написал несколько обращений в Генпрокуратуру с просьбой проверить критиков РПЦ на экстремизм. — Что же, все это является еще одним доказательством того, что болото нужно высушивать до конца. Нельзя постоянно наступать на грабли — дашь очередной шанс, а им пользуются, чтобы нагадить Церкви и Родине еще больше. Хватит!», — призывает Фролов.
Ольга Романова считает, что в данной ситуации оказавшаяся на свободе Самуцевич попала в затруднительную ситуацию: «Катя Самуцевич угодила из одного котла в другой: ее не простят преследователи, но от нее отвернутся многие из поддерживающих».
Добавим, сегодня судьи кассационной коллегии Мосгорсуда по уголовным делам заявили, что в деле Pussy Riot не было политического мотива и при принятии решения по делу на них не было оказано никакого давления.
Еще одно интервью Самуцевич дала Марианне Максимовской, которое выйдет в эфир в программе «Неделя с Марианной Максимовской». В нем она заявила, что группа Pussy Riot «всегда открыта для новых людей, люди хотят с нами работать… Нас поняли, наша работа понятна и она понятна во всем мире».