16+
Четверг, 18 апреля 2024
  • BRENT $ 87.64 / ₽ 8246
  • RTS1160.60
11 июля 2014, 20:48 Компании

Тариф РЖД обгонит инфляцию

Лента новостей

Тариф РЖД для перевозок грузов в следующем году вырастет сразу на 10%. Примеру РЖД могут последовать и другие естественные монополии, что приведет к росту инфляции

Логотип РЖД на воротах станции в Тынде
Логотип РЖД на воротах станции в Тынде Фото: ИТАР-ТАСС

РЖД добилось ускоренного повышения тарифов в следующем году. Тарифы на грузовые железнодорожные перевозки в 2015 году увеличатся сразу на 10%. Соответствующее поручение дал правительству президент Владимир Путин.

Таким образом, глава государства поддержал предложение президента РЖД Владимира Якунина. Топ-менеджер ранее написал письмо президенту, где отмечал, что при индексации на 6% «компенсировать возникшие провалы [бюджета от замораживания тарифов в 2014 году] будет нереалистично».

Первоначально предполагалось, что в 2015 году тарифы на перевозки по системе РЖД вырастут на 4,8%, в 2016 году — на 4,9% и на 4,5% в 2017 году. В мае прогноз роста тарифов РЖД был повышен из-за увеличения инфляции; актуальный на тот момент план предполагал увеличение тарифов монополии в 2015 году на 6%, в 2016 — на 5% и на также 4,5% в 2017 году.

За ускоренное повышение тарифов последовательно выступало руководство компании. Например, старший вице-президент РЖД Вадим Михайлов предлагал повысить ее тарифы на 14-16% в 2015 году. «Если ты пропустил индексацию в 7% в 2014 году, значит, у тебя уже 70 млрд рублей «переехали» на 2015 год. Дальше: 16 млрд рублей, которые должны поступить по «нефтянке» — по ним тоже пока решения нет. <…> И дальше мы добавляем уже индекс роста инфляции потребительских цен….», — пояснял он логику своего предложения.

Ускоренное повышение тарифа поддерживал и глава РЖД Владимир Якунин. Топ-менеджер ранее критиковал правительство из-за решения по заморозке тарифов всех естественных монополий в 2014 году. Такой шаг, по его словам, приведет транспортную компанию к убыточности. Первоначальный прогноз потерь РЖД составлял 62 млрд рублей, затем глава компании повысил его до 80 млрд рублей.

«На 6,6%, по сути дела, урезан доходный бюджет компании. Ровно тот убыток, о котором мы говорили, и оказался непокрытым за счет возможного повышения тарифов на перевозки нефти и нефтепродуктов», — заявлял Владимир Якунин.

На этом фоне все первое полугодие РЖД добивалось повышения тарифов на перевозку нефти и нефтепродуктов. Несколько дней назад, смогла добиться повышения тарифов на перевозку наливных грузов на локальном рынке Дальнего Востока. Такая мера принесет ей дополнительные 0,5 млрд рублей дохода.

«Повысить прибыльность компании можно двумя путями — либо снизить расходы и бороться за эффективность, либо — попытаться увеличить доходы, — рассуждает генеральный директор агентства InfraNews Алексей Безбородов. — Привлечь новых клиентов компании затруднительно ввиду общего снижения активности в экономике. В таких условиях, лоббирование повышения тарифов — самый простой путь».

Отметим, РЖД — не единственная естественная монополия, лоббирующая ускоренное повышение тарифов в следующем году. Повышение тарифов лоббирует и «Газпром». Минэнерго поддержало идею «Газпрома» о повышении его тарифов в следующем году выше инфляции, заявил на неделе заместитель главы Минэкономразвития Андрей Клепач. Окончательного решения по этому вопросу, по его словам, пока не принято.

Ускоренное повышение тарифов в следующем году интересно и «Российским сетям». «Анонсированные ранее темпы повышения тарифов не учитывали отмену механизма договоров «последней мили», ожидаемое снижение полезного отпуска на 1,5% в 2015 году и ряд других факторов. Ускоренное повышение тарифов позволило бы это компенсировать», — заявили в компании.

Замораживание тарифов естественных монополий — часть плана правительства по борьбе с инфляцией, и снижения ее уровня до 4-4,5%. Снижение инфляции до этого уровня позволило бы снизить ставки по кредитам, и тем самым стимулировать бизнес на реализацию долгосрочных инвестиционный проектов. Но побороть инфляцию только через заморозку тарифов естественных монополий очень трудно, отмечает главный экономист «Альфа-банка» Наталья Орлова.

«Заморозка носила краткосрочный характер, и разовый отказ от индексации едва ли убедил бы бизнес развивать долгосрочные проекты. Для борьбы с инфляцией нужен целый комплекс мер, который будут стимулировать развитие конкуренции и повышение эффективности, чтобы у компаний не было возможности перекладывать издержки на потребителей», — заявила Орлова.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию