Советник президента высказал большие претензии к ЦБ
Лента новостей
Сергей Глазьев обвинил ЦБ в бездействии. По его мнению, у регулятора есть «сто и один способ остановить спекулятивный ажиотаж на бирже». Опрошенные Business FM эксперты лишь отчасти согласились с мнением советника президента
Ажиотаж на валютной бирже связан с бездействием Центробанка. Об этом заявил советник президента Сергей Глазьев в эфире РСН. По его словам, есть «сто и один способ остановить спекулятивный ажиотаж на бирже», и ЦБ обязан принимать меры уже при колебании курсов на 5-7%. Он также сказал, что Московская биржа превратилась в главный центр прибыли в стране, через который в прошлом году прошло операций в 2 раза больше, чем объем ВВП в стране, раз в 5 больше, чем объем экспорта или импорта. Это при том, что экономическая активность в стране падает.
Иван Родионовпрофессор Высшей школы экономики«Действительно в Конституции записано, что это обязанность Центробанка. И, действительно, в течение двух лет, 14-15-го годов, ЦБ вел себя абсолютно некомпетентным образом. На самом деле, для большинства стран падение, скажем, на 10% — в общем-то, катастрофическое, а падение на 20-30% — это ужас, ужас, ужас. Мы спокойно к этому совершенно относимся. И сама идея управления курсом через плавающий вызывает сомнения, потому что ни один здравомыслящий житель России не поверит, что через биржу, а тогда там проходило только лишь 30% торгов валютой, мы можем позволить кому-то извне курсом рубля управлять. На самом деле, вся российская экономика — это где-то четвертый штат США по размеру. То есть она меньше одного штата. И при этом, чтобы мы могли себе позволить как бы пригласить сюда дядю Сороса, который, скажем, с фунтом стерлинга сыграл в начале 90-х, еще кого-то, понятно, что это было лукавство. И есть проблема, которая была у ЦБ в связи с введением санкций, — это обслуживание кредитов. Ее надо было точно решать не через биржу. И я уверен, что если бы это было сделано, то мы сейчас при низкой цене на нефть, не той, которая сейчас, а двухнедельной, мы могли бы остаться с курсом меньше 50. То, что мы допустили 80, это просто безобразие. Потому что, на самом деле, это вслух никто не говорит, но это означает обнищание населения».
А вот вице-президент РСПП Игорь Юргенс в интервью Business FM сказал, что меры, которые предпринимает регулятор, — правильные.
Игорь Юргенсвице-президент РСПП«ЦБ действует грамотно, обвинять ЦБ в том, что он ответственен за курс рубля в том плане, в котором о нем сейчас говорят, — это то же, что обвинять Гидрометцентр в том, что нам погода не нравится. Не ЦБ уроняет цену нефти, не ЦБ отвечает за то, что за 20 лет мы не сделали структурных реформ, не ЦБ отвечает за то, как балансируется бюджет в плане прибыли и убыли из нашего основного инструмента регулирования. Поэтому, безусловно, существует способ искусственного поддержания курса рубля. Основной способ — это интервенции и печатание денег для тех производителей, которые наживаются на дешевом рубле. Ну экспортеры, несколько известных компаний, которые сейчас требуют скорее дать им денег, чтобы на этом низком курсе они были конкурентоспособны в этом случае на мировых рынках и быстрее продали бы свои минеральные продукты не с высокой добавленной стоимостью. Не тот способ, с моей личной точки зрения, хотя они — очень мощные лоббисты, и их рука видна, в том числе и Сергея Юрьевича Глазьева. ЦБ не принимает таких мер, потому что это будет означать, что тех денег, которые накоплены, — так называемой кудринской кубышки — хватит только до 18-го года. Глобально заявления Глазьева объясняются тем, что у нас нет реальной политической борьбы в Госдуме, где другие страны выстраивают свой политический курс. Поэтому дискуссия идет внутри двух партий около президента. Одну из них представляет Сергей Юрьевич, например, и люди, которые выступают за госмонополизм или госкапитализм жесткого типа. Другую представляют условно Греф и люди рыночной экономики, которые спорят вокруг президента и пытаются именно его убедить в правоте своего курса. В странах с более развитой демократией это происходит в национальных дебатах между партиями перед выборами. И та партия, которая выиграет, условно партия Глазьева выиграла, социалисты или центристы пришли к власти, устроили правительство соответствующим образом, начинают включать и инфляцию, предположим, и чрезмерное кредитование, и запрет на капитальные операции. После этого, через 4 года, они проигрывают, приходят другие к власти. Так как у нас такого инструмента нет, мы его не создали и запрещаем создавать, то вся борьба происходит вокруг личности, которая проходит к президенту и предлагает свой сценарий, и он из них выбирает».
Неделю назад Глазьев заявил, что для стабилизации курса рубля Центробанк должен вернуться на валютный рынок и «стать там полноправным хозяином». «До тех пор, пока ЦБ на валютном рынке нет, курс рубля находится в руках у валютных спекулянтов. Они фактически используют колебания цен на нефть как рычаг для зарабатывания денег на дестабилизации курса рубля», — сказал он. Напомним, что рекордный скачок доллара произошел 21 января. Тогда за него давали почти 86 рублей. Накануне доллар торговался в районе 76 рублей. Волатильность на Московской бирже в январе была на порядок выше, чем в драматичном декабре 2014 года.