16+
Суббота, 20 апреля 2024
  • BRENT $ 87.39 / ₽ 8166
  • RTS1173.68
6 сентября 2016, 11:01 Право

Как топы компаний Вексельберга попали в сети дела Гайзера. Комментарий Георгия Бовта

Лента новостей

Кроме того, в розыск был также объявлен руководитель «Вымпелкома» Михаил Слободин, который уже подал в отставку. Акции «Т Плюс» снижаются на бирже более чем на 2,5%

Георгий Бовт.
Георгий Бовт. Фото: Митя Алешковский/ТАСС

Главу «Т Плюс» Бориса Вайнзихера и совладельца группы компаний «Ренова» Евгения Ольховика, задержанных 5 сентября, этапируют в Коми. Об этом ТАСС сообщил источник, знакомый с ситуацией. По его словам, это произойдет в ближайшее время и уже там им изберут меру пресечения. О том, почему уже, казалось, подзабытое дело бывшего губернатора Коми Вячеслава Гайзера, находящегося под арестом и следствием, снова попало в «срочные новости», — в комментарии Георгия Бовта.

Еще в середине лета представитель СК Владимир Маркин говорил, что дело Гайзера находится в завершающей стадии. Казалось, в нем уже не будет новых фигурантов, в числе которых оказались более дюжины представителей бывшего руководства региона. И вот теперь в сетях следователей оказалась столь крупная «рыба», как совладелец и топ-менеджер из холдинга «Ренова». Правда, пока без самого Виктора Вексельберга.

Теперь Следственный комитет, понесший имиджевые потери после ареста летом ряда его руководителей во главе с замглавы столичного управления СКР Денисом Никандровым и руководителем управления собственной безопасности Главного следственного управления Михаилом Максименко, может гордиться тем, что взял своеобразный «пиар-реванш» у коллег-силовиков. Да еще в обвинении фигурируют внушительные 800 млн рублей — якобы на столько предприниматели-энергетики надавали взяток бывшему руководству Коми, ныне проходящему по делу как «организованное преступное сообщество».

Бизнесменов обвиняют в том, что с 2007-го по 2014 годы они давали взятки руководству Коми, как сообщил Маркин, «за установление максимально выгодных тарифов на тепло- и электроэнергию, а также предоставление иных льгот и создание комфортных условий осуществления коммерческой деятельности на территории Республики Коми». Это замечательная формулировка: при достаточном рьяном подходе по ней можно посадить десятки, если не сотни бизнесменов и руководителей многих регионов страны, только названия подставляй, в том числе за увод денег в офшоры, аффилированные либо с руководством регионов, либо с руководством сферы ЖКХ.

Если посмотреть сегодня материалы почти любого совещания региональных чиновников и энергетиков с бизнесменами, можно наткнуться на жалобы предпринимателей на коррупцию и завышенные энерготарифы, особенно на условия и плату за подключение к энергосетям, которые — а прежде всего тарифы — находятся формально под контролем местных властей. В последние годы, говорят, практика подключения улучшилась, но не кардинально, и я не слышал, чтобы тарифы именно в Коми были сильно завышены по сравнению с другими регионами.

Все это в том числе результат реформы электроэнергетики. Настоящего рынка с открытой и честной конкуренцией в сфере энергетики создано не было, причем и газа, и теплоснабжения тоже. Тарифы все эти годы росли и продолжают сильно опережать инфляцию на фоне сохраняющейся фактической монополизации, везде сращенной с местной бюрократией. Драматические разборки между бизнесом и чиновниками в этой сфере подчас приводят к кровавым разборкам, какая случилась в прошлом году в Красногорском районе Подмосковья, где бизнесмен Амиран Георгадзе застрелил в том числе главу местной электросетевой компании и замглаву района.

Еще несколько лет назад тогда глава «КЭС» Михаил Слободин сам говорил, что «реформа электроэнергетики России недоделана, а вместо либерализованного рынка получилось ручное управление системой». В сфере энергетики были созданы несколько монополистов, поделивших весь рынок между собой: госкорпорации «Газпром», «Интер РАО» и «РусГидро», несколько сетевых компаний. И чем выше консолидация активов, тем меньше конкуренция и больше возможностей у государства вмешиваться в систему ценообразования. Каков результат монополизации отрасли? Сегодня Слободин своей судьбой отвечает на этот вопрос, потому что там, где в России ручное управление, непременно отрастут «особые отношения» бизнеса и чиновников, причем взятки могут давать и брать лишь за право работать формально по правилам, но мутно прописанным.

Несколько лет назад — как раз к тому времени относится и дело Гайзера — опрос ВЦИОМ показал, что коррупционные схемы присутствуют практически во всех компаниях энергетической отрасли, различаются лишь масштаб и отношение к ним руководства. Причиной большинства коррупционных схем респонденты-бизнесмены отметили монополизм, бюрократию и возможности для затягивания времени принятия решения, еще несовершенство законов. Чаще всего опрошенные рассказывали о таких коррупционных схемах, как реализация проектов и выполнение работ через аффилированные структуры, сговор с заказчиком, самые разнообразные коррумпированные практики на тендерах. Все это есть и сейчас. Но вместо изменения системы публике являют показательные посадки, что наводит на мысль о возможной иной подоплеке дела. К примеру, о некоем конфликте вокруг интересов компании «Ренова» Виктора Вексельберга.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию