16+
Вторник, 19 марта 2024
  • BRENT $ 86.70 / ₽ 7975
  • RTS1129.50
2 мая 2017, 19:26 Недвижимость

Первые под слом. Что думают жители о списке сносимых пятиэтажек

Лента новостей

Пока он предварительный. Под снос пойдут 4566 домов в 85 районах «старой Москвы» и шести поселениях на присоединенных территориях. Мнения москвичей, чьи жилища попали в программу реновации, разделились

Фото: Андрей Махонин/ТАСС

Обновлено 3 мая 17:25

Первые под слом. Президиум московского правительства утвердил предварительный перечень программы реновации. Под снос пойдут 4566 домов в 85 районах «старой Москвы» и шести поселениях на присоединенных территориях. Вне программы останутся пятиэтажки в 40 районах и 15-ти поселениях.

В Центральном административном округе сохранятся пятиэтажки в районах Хамовники, Арбат, Замоскворечье, Мещанский и Тверской.
В Юго-Западном округе не тронут пятиэтажки в Теплом Стане и Гагаринском районе.

Восточный округ — без Вешняков, Новокосино, Преображенского. В Западном — сноса не будет в Дорогомилово, Крылатском, Тропарево-Никулино. Северный округ: в программу реновации не попадают Аэропорт, Беговой, Восточное Дегунино, Молжаниновский, Савеловский, Сокол, Ховрино и Хорошевский.

В СВАО под снос не пошли — Бибирево, Лианозово и Северное Медведково. На Северо-Западе не тронут Куркино и Строгино. В Южном и Юго-Восточном — пятиэтажки сохранят в Зябликово, Чертаново Центральное, Чертаново Северное, Орехово-Борисово Северное, Орехово-Борисово Южное, Братеево; Капотне, Марьино, Некрасовке, Печатниках. В Зеленограде не тронут районы Матушкино и Савелки.

В списке под снос в Бутырском районе (СВАО) оказался 21 дом. Среди них 9 блочных пятиэтажек и аварийные «сталинки». Жительница одного из таких домов, Людмила, рассказала, что рада предстоящему сносу своей трехэтажки:

— У нас очень старый дом. У нас деревянные перекрытия, у нас грунтовые воды в магазине, как директор говорит, стоят постоянно. И стены плохие, и полы плохие. В общем, все плохое у нас. Ему 70 лет в этом году, он 1947 года.

— Куда переселят? Вроде обещали район в район. Для вас это значимый вопрос?

— Конечно. Мы хотим остаться в этом районе, в Бутырском. Я тут всю жизнь прожила в этом Бутырском, на улице Руставели. Ну, если где-то дадут на Фонвизина, Милашенкова, мы будем не против.

Кстати, во дворах домов по улице Руставели, построенных пленными немцами, часто организуют киносъемки. Дома хоть и старые, но становятся удачными декорациями к сериалам и фильмам о послевоенной Москве. Теперь, видимо, киношникам придется строить декорации на Мосфильме.

Житель Кунцева Владимир не хочет уезжать из своей пятиэтажки, но жителям удалось отстоять свой дом. При этом они до сих пор опасаются, что попадут во вторую очередь проекта реновации.

Владимир житель района Кунцево «Мы свой дом сегодня в списке не обнаружили, но это, видимо, было связано с тем, что мы развели бурную общественную деятельность, защищали свою пятиэтажную сталинку, собирали подписи, писали во все инстанции, мы живем в 31-м квартале Кунцева. Но мы обнаружили дома наших знакомых, мы обнаружили дома, которые расположены на соседней Кунцевской улице, которые формировали собой центр старого города Кунцево еще до присоединения его к Москве, и это очень печально. Планируем идти на митинг, потому что вопрос не в том, что мы сегодня не обнаружили свой дом, а вопрос в том, чтобы в данный законопроект были внесены либо какие-то кардинальные изменения, которые привели бы его в соответствие хотя бы с Конституцией РФ, либо он был вообще отклонен. Собственно говоря, то, что мы сегодня свой дом не обнаружили, это не гарантия того, что мы не обнаружим его через год, через два, через три, и постоянно жить в таком режиме ожидания как-то не очень хочется».

Жительница изношенного дома в районе Текстильщики Зинаида говорит: соседи очень ждали, что дом попадет под снос. Но он не оказался даже в предварительных списках для голосования.

Зинаида жительница Москвы «Я и мои соседи были очень рады, когда мы услышали, что наш дом, пятиэтажка-гнилушка самая настоящая идет под снос, и я очень огорчилась, когда я сегодня утром услышала, что наш дом никуда не входит, и вообще уполовинили эту программу, наполовину сделали. Зачем людей было так радовать — и теперь вот по мозгам шарахнули, что никуда наш дом не входит. Ведь настолько плохой дом, здесь жить невозможно, фанерная стенка идет, все слышно, как человек, сосед лежит рядом, храпит, естественно, и меня там же слышно. Но ведь нам жить уже хочется по-человечески. Люди, соседи — все рады были, подписывали документ, старшая по дому ходила, все с удовольствием подписывали. Теперь все мы огорчены».

Надежда Славуцкая из Дмитровского района говорит, что в ее доме за снос проголосуют 99% жителей:

Надежда Славуцкая москвичка «Собственно говоря, дом уже не подлежит капитальному ремонту. Благодаря фонду капремонта мы поставили даже метки в трещины дома, которые отслеживали возможность частичного разрушения дома. Поэтому то, что сейчас происходит, оно такое чудо для нас и, в общем, мы все довольны. У меня списки — 99% нашего дома проголосуют за снос, естественно, потому что дом уже в любом случае не может стоять. 1% — это два человека, которые находятся на сегодняшний день в Италии, и просто нет их голосов. Пока мы голосуем за снос, а там будем смотреть по предложениям. Надо еще посмотреть, какие правки внесены в законодательство. У некоторых людей ипотека, то есть будут нюансы».

Андрей из Марьиной Рощи говорит, что все жильцы его дома — против реновации

Андрей москвич «Мы узнали сейчас, что дом наш входит в эту программу, по крайней мере, в голосование. До этого мы собирались подавать обращение в Госдуму, что мы против, и собирали подписи, чтобы отправить в нашу управу. На встрече мы тоже все, конечно, были против. Но вот сейчас получили информацию, что среди 4,5 тысяч домов наши дома в этой программе есть. Естественно, чтобы все понять, проголосовать домом, собрать собственников — это нужно провести большую работу. Какие-то квартиры снимаются, у каких-то собственники есть. Я лично со всеми собственниками, с кем встречался, общался — все против реновации. Большинство людей сделали ремонт, все живут, всех все устраивает: транспортное расположение и инфраструктура. Поэтому все, что связано со сносом таким стремительным, отсутствие информации, это людей вводит просто в стресс, в панику».

Москвича Андрея с улицы Народного Ополчения волнует, каким в итоге окажется закон о реновации. Его дом также попал в предварительный список на снос:

Андрей москвич «Я являюсь собственником как раз квартиры в доме одной из сносимых серий — 510-й, это не кирпичный, но и не панельный дом. Дом блочный, 1961 года постройки. Стоит отметить, что я как собственник очень рад одному факту. Мы ждали переселения еще в советские времена и вот, наконец, после всех разговоров 2015 года наконец-то уже при третьем мэре Москвы на моей памяти дело с мертвой точки сдвинулось. И как собственник, и как житель пятиэтажки с кухней в 5 квадратных метров, мы рады самому факту того, что это, возможно, скоро изменится. С другой стороны мы, конечно, очень сильно удручены тем, что закон сырой, непродуманный, и отчасти мы считаем закон во многих частях просто преступным, потому что он идет в нарушение, как гражданских прав, так и конституционных. Нам очень хочется, чтобы было переселение и все было по уму. Нам очень хочется, чтобы это переселение, действительно, было бы улучшением жилищных условий, а не ухудшением жизни человека».

Дом жителя Северного округа Григория не попал в перечень программы реновации. И он этому даже рад:

Григорий москвич «То, что сейчас нашего дома в списках нет, вряд ли меня сильно огорчает, потому что шум, который из этого всего пытаются раздувать, истерика вокруг этой программы не сделает программу лучше. Вообще никакая истерика ничего не делает лучше, она только мешает нормальной работе — продуктивной и конструктивной. Понятное дело, что поначалу будет много различных накладок, и благодаря истерикам, которые разводят вокруг этой инициативы, собственно, будет больше бестолковости. Подождем. Понятно, что дом наш все равно войдет в программу реновации и, скорее всего, не первым потоком, каким-нибудь вторым потоком».

Москвичка Юлия из Царицына обнаружила свой дом в списке — она против сноса:

Юлия москвичка «У нас район Царицыно, там стоит череда пятиэтажек и 12-этажек. Все пятиэтажки тупо полным списком поданы в этот перечень. Состояние дома на 2016 год — 38% износа. Данные пятиэтажки строились для Главмосстроя, в частности, строил мой дедушка. Дома настолько крепкие, что элементарно стены между туалетом и ванной мы не могли выломать, хотя никаких несущих стен в хрущевках нет. Также была проблема выломать даже встроенные шкафы, то есть настолько толстые стены. И даже капитальный ремонт у нас планировался до реновации, в 2033 году. Более того, у нас у большинства сделан ремонт достаточно хороший. В выходные я ходила по квартирам, за переезд выступают люди, в основном, из соцнайма и те, у которых квартиры, как с заезда 50 лет назад были деревянные двери, обои — я примерно помню в своем детстве — так у них и есть. То есть это люди, которые либо пьют, либо пожилые, у которых никого нет. То есть элементарно было бы проще дать им денег на ремонт, чем сносить дома».

Анастасия Красильникова тоже не хочет уезжать из своего дома, но он тоже оказался в списке.

Анастасия Красильникова москвичка Зачем надеяться на лучшее? Мы специально выбирали малоэтажный район, где много зелени. Нам хотелось жить именно в малоэтажной застройке. Это спальные кварталы, жилые. Квартал будет разрушен. Наш дом стоит между двумя скверами. Мало того, что пять минут от метро ВДНХ, еще и скверы с двух сторон. А если наш квартал весь раскопают и застроят 25-этажными домами? И что, скверы тоже закатают в асфальт?

Роман, житель многоэтажного дома в районе Богородское, говорит, что все малоэтажные постройки в районе выбраны под снос. Ему не нравится, что район из зеленого может превратиться в каменные джунгли.

Роман житель многоэтажного дома в районе Богородское «У меня девятиэтажка в Богородском районе, она в списки не попала, но Богородский — там 200 домов примерно сносят — район хороший, зеленый, там действительно много низкоэтажной застройки, два парка рядом. Мой дом в шаговой доступности от Лосиноостровского парка, и там несколько километров до Сокольников. Судя по закону… во-первых, в законе никакое голосование не прописано, то есть схема достаточно мутная. Я подозреваю, что сейчас пока объявлены дома первой очереди, потом вторая очередь какая-нибудь возникнет, и туда может попасть и мой дом, очень легко, даже если переселят в том же районе, 7 километров на северо-восток, это уже почти Гольяново, там бетонное гетто и совершенно неинтересное место для проживания. Проблема в том, что места не предложены. В законопроекте не прописаны правила, по каким они будут предлагаться, сам закон просто конституции противоречит, законопроект, который собираются принимать. Голосование — это какой-то способ немножко попытаться успокоить людей, создать видимость обсуждения, по-моему».

Житель района Измайлово Константин рад, что его дом попал в программу реновации и намерен голосовать за снос своего дома.

Константин житель района Измайлово «Конечно, тут есть подводные камни, но в целом — однозначно эта программа положительная. По крайней мере, если она будет проходить так же, как раньше. У нас, например, снесли соседние дома, они получили места прямо в нашем районе. То есть программа положительная, потому что дома у нас очень старые, там и отопление не очень хорошо работает, и сами не утеплены, кухни шесть метров. Никаких вариантов пока не было. Разумеется, если скажут — давайте мы вас вышлем в Новую Москву за 50 километров от МКАД, это будет проблема. Но вообще у нас есть свободные места рядом с домом, которые уже очищены под новые застройки. Поэтому в том случае, если нас переселят сюда, то, разумеется, мы будем довольны. Потом возможна одна проблема: у нас сейчас трехкомнатная квартира, но мы там вдвоем прописаны, а дадут неожиданно однокомнатную. Ну, вряд ли, но тем не менее. В целом, конечно, однозначно эта программа положительная, дома старые, Хрущев их стоил на 20 лет, коммунизм уже давно должен был наступить».

Можно ли продать квартиру, которая попала в предварительный список сносимых?

Ольга Саукитенс начальник отдела продаж Московского агентства недвижимости «Право собственности на эти квартиры никто не отменял. Сделки проводить можно, регистрироваться в этих домах можно. То есть, с правовой точки зрения, проблем нет. Другой разговор о том, захотят ли они сейчас продавать свои квартиры, если у них есть потенциальная возможность получить жилье несколько лучшего качества и большей площади, причем бесплатно. Люди, продавая квартиры в таких домах, всегда хотят продать дороже, говоря о том, что есть потенциальная возможность взамен получить другое жилье, лучшее по качеству и так далее. По опыту могу сказать, что не всегда покупатели готовы переплачивать за такое жилье. То есть если чуть-чуть дороже, то, может быть, а если на 30% дороже, то никто не будет платить. Тем более, что сейчас ситуация на рынке достаточно сложная, предложение квартир большое, и покупать квартиру в доме, который вроде бы как должен пойти под снос, но при этом не факт, что пойдет, сомнительно. Предыдущая программа переселения затянулась на долгие годы. Обещали за 10 лет решить, а в итоге она растянулась на 20 лет».

Крайне встревожены сейчас и собственники нежилых помещений на первых этажах и в подвалах пятиэтажек. По словам одного из них, никаких компенсаций власти не предлагают, переезда в тот же район — тем более.

Владимир Капустин собственник нежилых помещений «У меня это помещение сдается в аренду. Где-то у меня есть совместные проекты, никто ничего бизнесу не предлагал. Более того, на сегодняшний день на голосования, которые проходили, какие-то пробные, владельцев нежилых помещений вообще не позвали. И у меня такое впечатление, что у властей нет намерения звать их. Почему-то на голосование приглашают не собственников, а жителей. Про собственников, которые занимают в пятиэтажках значительную часть дома, как минимум первый этаж, а часто первый этаж и подвал, вообще забыли. Там масса ущерба. Первое — это то, что в изначальной редакции закона предлагалось равнозначное, а не равноценное. Мы подготовили поправки, эти поправки внесли. Вроде бы как сейчас уже там заявил Собянин, что будут равноценные помещения предлагаться, либо денежная компенсация. Но в законе не отражена также масса вещей: а что будет с арендаторами, которые проинвестировали деньги в оборотные помещения, кто им заплатит? Для того, чтобы начать любой бизнес, это же не просто мебель расставил и что-то там начало происходить, а люди переоборудуют помещение, они несут расходы. При этом про них вообще никто не спрашивает, как будто их нет».

Голосование о включении домов в проект реновации будет происходить с 15 мая по 15 июня. Решение о включении домов в проект реновации будет приниматься двумя третями голосов их жителей.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию