16+
Вторник, 22 мая 2018
  • BRENT $ 79.49 / ₽ 4862
  • RTS1202.04
26 апреля 2018, 13:17 Финансы

Салин: Путин не может дать Кудрину пост главы кабмина, но может дать пост первого вице-премьера

Лента новостей

Кудрин и Медведев провели встречу — незадолго до формирования нового правительства. Бывший министр финансов заявил, что обсуждали стратегию социально-экономического развития страны

Заместитель председателя Экономического совета при президенте РФ Алексей Кудрин.
Заместитель председателя Экономического совета при президенте РФ Алексей Кудрин. Фото: Михаил Терещенко/ТАСС

Обновлено в 14:36

Глава Центра стратегических разработок (ЦСР) Алексей Кудрин обсудил с премьер-министром Дмитрием Медведевым стратегию развития страны. Ее разработал ЦСР. «Да, такая встреча состоялась», — сказал «Интерфаксу» сам экс-министр финансов, в свое время уволенный из правительства именно премьером Медведевым. Глава ЦСР сделал ряд других заявлений, которые также приводит агентство:

О блокировке Telegram:

«Мне кажется, это решение, эта операция была проведена без достаточной подготовки. Нельзя было создавать ситуацию, которая повлекла такие последствия для пользователей, особенно для тех, кто не связан с Telegram. Сразу видно, что инициаторы этих шагов не осознавали всех последствий. Им нужно было серьезнее продумать, достигнут ли эти меры результата. Россия видит новые возможности именно в росте производительности труда, цифровизация может обеспечить почти треть этого прироста в ближайшие шесть лет. И этот шаг усложняет дальнейшую цифровизацию российской экономики».

О возможном введении ответственности для компаний, соблюдающих антироссийские санкции:

«Это поспешное решение с потенциально тяжелыми последствиями. Рынок есть рынок. Если определенные американские санкции будут распространены на наши крупные корпорации, масштаб осложнений на внутреннем рынке России будет очень значительным».

О рамочном законопроекте о контрсанкциях:

«В том виде, в каком он представлен, он, конечно, очень спорный. Он касается юридических лиц, в которых американская доля превышает 25%. Должен сказать, на нашем рынке масса очень крупных финансовых и промышленных корпораций, в которых она больше 30%. Но это российские компании. Разработчики документа, видимо, сильно поспешили».

О налоговой реформе:

«В обсуждении в правительстве по налогам я не участвую. Но сдержанно отношусь к вопросам любых ставок и тем более введению новых налогов. В наших предложениях мы не предлагаем менять НДФЛ, а позиция правительства мне до конца не известна».

Встреча прошла меньше чем за две недели до формирования нового правительства. Кудрин сообщил, что центр представил свои предложения по поводу нового состава кабмина, но не стал раскрывать детали и традиционно отказался отвечать на вопрос о собственной роли в новом правительстве. «Я не комментирую вопросы, связанные с моей будущей деятельностью», — сказал глава ЦСР.

Ранее РБК сообщал, что встреча Кудрина и Медведева состоялась в минувший понедельник, 23 апреля. Темой разговора стала реформа государственного управления.

О чем может свидетельствовать эта встреча? Рассуждает директор Центра политологических исследований Финансового университета Павел Салин:

— Я думаю, сам факт этого обсуждения является подтверждением того, что Дмитрий Медведев пролонгирует свой статус премьер-министра. Теперь вероятность превышает 80% и даже 90%. Что касается господина Кудрина, то весьма высока вероятность, что он получит либо пост первого вице-премьера по проведению реформ с фактически прямым подчинением президенту, либо его команда получит несколько важных постов, ответственных постов в правительстве, которые как раз будут курировать реформу, а сам господин Кудрин будет курировать эту реформу неформально. У него есть премьерские амбиции, в силу ряда ограничений Владимир Путин не может дать ему пост премьера, но может дать пост первого вице-премьера с урезанным пакетом премьерских полномочий, в частности в сфере проведения реформ. А у господина Кудрина как раз есть именно амбиции остаться в истории как реформатор.

— Кудрин в интервью критиковал блокировку Telegram, которая мешает цифровизации экономики, и также рамочный законопроект о контрсанкциях. Может ли он на что-то из этого реально повлиять?

— Как раз политика как в отношении Telegram, так и в отношении вот этого законопроекта по контрсанкциям, политика власти будет публично трансформироваться, потому что обе эти меры преследуют не совсем те цели, которые официально декларируются. Что касается ситуации вокруг Telegram, у меня такое ощущение, что это, скорее, пиар-кампания по раскрутке его как площадки, независимой от власти, чтобы премиальная российская аудитория там концентрировалась, а не где-нибудь в WhatsApp или в других мессенджерах. А что касается законопроекта о контрсанкциях, то, что его внесли, это далеко не факт, что его примут в таком виде или вообще примут. Скорее всего, примут, но в несколько подрезанном виде, во-первых; во-вторых, далеко не факт, что он будет вводиться в действие, потому что это рамочный законопроект, а все меры в соответствии с этим законопроектом вводятся правительством. Если господин Кудрин получит какой-то пост в правительстве, он вполне может заявить, что, несмотря на принятие законопроекта, эти меры пока вводиться не будут, и таким образом он в медийном поле выступит как защитник интересов бизнеса. Это очень выигрышная позиция, я думаю, что она согласована с первым лицом.

О чем могли беседовать Медведев и Кудрин? Вот что говорит президент Всероссийского союза страховщиков, вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Игорь Юргенс:

— Я не имею ответа на вопрос, почему и в каком формате обсуждался вопрос о стратегии и в преломлении к правительству. Знаю только, что Центр стратегических разработок, который привлек большое количество экспертов, разработал наметки реформы госуправления. От себя могу добавить: абсолютно очевидным является тот факт, что государственный аппарат надо сокращать. Это и по бюджетным показателям видно, и по количеству той бюрократической нагрузки, которую несут на себе бизнес и население. Думаю, что формат Кудрин — Медведев логичен, потому что кто бы ни стал премьер-министром, кто бы ни занял какие-то другие позиции, это должно в какой-то мере отразиться в указе или указах по этой реформе, который выходит 7-8 мая, обычно после инаугурации или сразу перед ней.

— Кудрин признался, что ЦСР принимал участие в подготовке указа президента о повышении расходов на соцсферу. Подробности не сообщили, СМИ говорили о 10 трлн рублей, Песков опроверг такие данные. Что происходит вокруг этого указа?

— Мои представления следующие. Если принимать стратегию ЦСР, поддержанную очень многими, поддержанную действующими предпринимателями, академическим сообществом и другими людьми, которые понимают в экономике. Если эта стратегия выливается в какого-то рода указы президента, это означает, что основные маневры, предусмотренные в этой стратегии, бюджетный маневр, некоторое сокращение или оптимизация расходов на оборону, силовой блок и категорически необходимое увеличение расходов на здравоохранение, образование, науку и культуру — это все будет в какой-то степени или в каком-то смысле реализовано. Нельзя назначать заместителя председателя экономического совета, что сделал президент Путин, и просто два года работы, которую он поручал, проигнорировать. Очень надеюсь и рассчитываю, что целый ряд этих положений, о которых вы спрашиваете, будет реализован.

По словам самого экс-министра финансов, встречи с главой кабинета проходят регулярно. «Несколько раз в течение года я встречался с премьером и рассказывал ему о результатах работы, о предложениях, которые мы вносим президенту», — сказал Кудрин, который несколько лет назад ушел из правительства, заявив о разногласиях с Дмитрием Медведевым.

В свою очередь, пресс-секретарь Медведева Наталья Тимакова сказала, что на встрече главы кабмина с экспертами, в том числе с Кудриным, обсуждались вопросы госуправления. Она подчеркнула, что тема персонального состава будущего правительства не затрагивалась, передает РИА Новости.

В ноябре прошлого года ЦСР представил свои предложения по реформе государственного управления, среди которых — сокращение числа чиновников. Эксперты центра считают, что расходы на госаппарат нужно сократить на треть.

В начале апреля Центр стратегических разработок впервые обнародовал краткую версию своей программы. Эксперты структурировали свои предложения в семь приоритетов, среди которых — качество жизни населения, развитие предпринимательства, технологическая революция и открытость российской экономики.

Рекомендуем:

  • Фотоистории