Какой приговор ждет Нину Масляеву?
Лента новостей
Трем фигурантам дела «Седьмой студии», включая Серебренникова, продлили срок домашнего ареста еще на три месяца. Между тем в суд уже поступило дело Масляевой, которая дала показания против них
Мещанский суд Москвы отказался освободить под подписку о невыезде режиссера Кирилла Серебренникова и еще двух фигурантов громкого дела «Седьмой студии» о хищении 133 млн рублей, выделенных на театральный проект «Платформа». Он, а также Юрий Итин и Софья Апфельбаум останутся под домашним арестом до 3 июля 2019 года.
Ранее стало известно, что в суд поступило дело признавшей вину и заключившей сделку со следствием бывшего главного бухгалтера «Седьмой студии» Нины Масляевой. По всей видимости, процесс над ней пройдет в особом порядке.
Ходатайство о продлении ранее избранной меры пресечения учредителю автономной некоммерческой организации (АНО) «Седьмая студия» Кириллу Серебренникову, бывшему гендиректору данной организации Юрию Итину и экс-чиновнице Минкультуры Софье Апфельбаум заявил 1 апреля на заседании суда прокурор Олег Лавров. В тот день главный фигурант пребывал в приподнятом настроении, принимая от приехавших в суд театралов поздравление с «Никой», которую он получил за режиссуру фильма «Лето».
Однако радостную атмсоферу быстро нарушил прокурор. Он заявил, что основания, которые легли в основу домашнего ареста трех фигурантов, в том числе тяжесть инкриминируемого деяния, не изменились и не отпали. «Считаю невозможным изменить им меру пресечения на иную, более мягкую. Домашний арест обеспечит выполнение задач судопроизводства и ограничит возможность [подсудимых] воздействовать на свидетелей, которые в настоящий момент не допрошены и немалая часть которых задействованы в сфере культуры», — сказал Лавров.
После этого он привел еще один, довольно странный аргумент. Прокурор заявил, что домашний арест «обеспечит своевременное начало назначаемых заседаний» и «не позволит затянуть разбирательство», а также помешает подсудимым связаться с находящейся в розыске обвиняемой Екатериной Вороновой (бывший генпродюсер «Седьмой студии»).
Подсудимые назвали данные доводы необоснованными. Свое мнение высказал даже подсудимый Алексей Малобродский, который находится под подпиской о невыезде. Предшественник Вороновой на посту генпродюсера «Седьмой студии», который почти год провел в СИЗО, заметил, что несколько месяцев назад следствие отпустило его под подписку о невыезде. За это время он ни разу без уважительной причины не пропустил судебное заседание и не был замечен в попытках связаться с кем-то из свидетелей, а посему «не видит оснований подозревать и своих коллег». Он назвал домашний арест чрезмерной и излишней мерой. «И кроме необъяснимого желания сделать неосужденным людям только хуже, она ничего не несет», — сказал подсудимый.
В аналогичном ключе высказались Юрий Итин и Софья Апфельбаум. Первый обязался, как и прежде, вовремя являться на процесс, а вторая просила дать ей возможность ездить на работу в Российский академический молодежный театр, в котором она занимает пост директора.
Выступление Кирилла Серебренникова было более эмоциональным. «Я уже достаточно долго нахожусь под домашним арестом по ложному обвинению. Я не признаю абсолютно, то, что мне предъявляют, — сказал он. — Это абсолютный бред, как и то, что я буду на кого-то воздействовать. Большинство свидетелей уже допрошены, и все понятно по этому делу более или менее. Никакого желания затягивать процесс нет. Наоборот, есть желание, чтобы он как можно быстрее закончился. Мы будем посещать его без опозданий».
Желание прокуратуры продлить фигурантам домашний арест подсудимый связал с желанием сделать им «больно и плохо». При этом он назвал прокурора по имени, за что получил замечание от судьи. «Ничего, кроме как уморить нас окончательно, в этом желании Олега нет. Поэтому прошу вас, не слушайте», — попросил председательствующую Серебренников.
Адвокат Серебренникова Дмитрий Харитонов обратил внимание суда на то, что его клиент находится под домашним арестом уже почти год и восемь месяцев и не может навещать своего 85-летнего отца, хотя обвиняется в ненасильственном преступлении. При этом процесс находится уже в самом разгаре — если не в середине, то «близко к середине». По словам Харитонова, обвинение уже допросило основных свидетелей, в том числе Нину Масляеву.
«Больше у прокуратуры таких свидетелей нет. Все остальные свидетели — это технические сотрудники «Платформы». Они формально называются свидетелями обвинения, но они никого не обвиняют», — подчеркнул адвокат и просил отпустить своего подзащитного под подписку о невыезде. Адвокат Софьи Апфельбаум Ирина Поверинова же попросила суд «сделать подарок» ее клиентке, которой 2 апреля исполняется 40 лет.
Выслушав доводы сторон, судья Ирина Аккуратова взяла тайм-аут до вторника, 2 апреля, а выйдя из совещательной комнаты утром, удовлетворила ходатайство обвинения и продлила срок домашнего ареста Серебренникову, Итину и Апфельбаум до 3 июля 2019 года включительно. Защита назвала это решение предсказуемым.
Кирилл Серебренников находится под домашним арестом с 22 августа 2017 года, Юрий Итин — с 25 мая 2017 года, а Софья Апфельбаум — с 27 октября 2017 года. Алексей Малобродский с мая 2018 года находится под подпиской о невыезде.
1 апреля стало известно, что дело Нины Масляевой, выделенное в отдельное производство, поступило в суд и назначено к рассмотрению уже на 11 апреля. Скорее всего, процесс над признавшим вину экс-главбухом «Седьмой студии» пройдет в особом порядке. Он предполагает упрощенный порядок судопроизводства и позволяет рассчитывать на более мягкий срок. Как правило, такие разбирательства занимают одно-два заседания.
Появление дела Масляевой в суде до окончания процесса над Серебренниковым и другими вызвало недоумение у защиты четверых фигурантов. Все они отрицают вину в хищении путем мошенничества (ч. 4 ст. 159 УК РФ) 133 млн рублей, выделенных на театральный проект «Платформа» в 2011-2014 годах в рамках госсубсидий.
Уже решено, что по делу будет назначена новая судебная финансово-экономическая экспертиза. «Если она придет к выводу, что ущерб по делу меньше, а Масляева согласится с хищением 133 млн рублей, которые ей вменяются в соучастии с другими фигурантами, то приговор по ее делу не может быть признан законным и остаться в силе», — заявила Business FM защитница Софьи Апфельбаум Ирина Поверинова. Следующее заседание по делу пройдет 12 апреля.