Банки предложили по-новому работать с подозрительными переводами денег
Лента новостей
В частности, предлагается увеличить срок блокировки сомнительного перевода и возвращать деньги, если с клиентом так и не удалось связаться для подтверждения операции
Обновлено в 17:06
Банки предложили изменить механизм работы с денежными переводами, которые осуществляются без согласия клиента. Инициативы прозвучали на встрече сотрудников безопасности нескольких банков, сообщает РБК со ссылкой на вице-президента ассоциации банков «Россия» Алексея Войлукова.
Во-первых, предлагается увеличить срок блокировки сомнительного перевода, который сейчас составляет два дня. Во-вторых, кредитные организации призвали возвращать деньги, если с клиентом так и не удалось связаться для подтверждения операции. Сейчас банки после двухдневной блокировки все равно переводят деньги, это требование прописано в действующем законодательстве.
Изменения в целом нужны, но их необходимо более четко прописать, считает директор по мониторингу электронного бизнеса Альфа-банка Алексей Голенищев.
Алексей Голенищев директор по мониторингу электронного бизнеса Альфа-банка «Инициатива нужна, но, наверное, не в этой редакции. Проблема данной статьи — в 167-м федеральном законе «О национальной платежной системе». Во-первых, сама формулировка «при неполучении подтверждения от клиента», сама фраза «неполучение» достаточно широкая. Это может быть как отказ от совершения этой операции, так и недозвон ему в течение этих двух дней по разным причинам. Может быть, ему и дозвонились, но оператор не смог его идентифицировать. Получается, что если с клиентом не связались в течение двух дней, даже увеличение срока не дает гарантии, что с ним удастся связаться и получить от него какой-то ответ. Исполнять поручение достаточно рискованно, карта может быть в руках третьих лиц, которые ей воспользуются в своих целях. Также непонятно, как отсчитывать эти два дня: время операции по московскому времени, день процессинга, или операция могла быть в Штатах совершена, там вообще 12 часов разницы. Мое предложение: либо вообще убрать норму, что банк обязан возобновлять операции, либо оставить эти два дня, хотя по практике банков, если клиенту не дозвонились по факту операции, то, как правило, больше ему не дозваниваются. То есть оператор принимает решение либо блокировать счета, карту и эту операцию и отправляет СМС, либо операция продолжается. Либо срок этот оставить, но, как я предложил, дать возможность опционального решения банку, что банк может возобновить совершение данной операции в соответствии со своими внутренними рисковыми политиками».
Предложение поддержали в банке «Открытие». При этом там напомнили, что поправки не должны усложнять процедуру для добросовестных клиентов. Директор департамента информационной безопасности Росбанка Михаил Иванов считает, что сроки блокировки карты надо увеличивать:
Михаил Иванов директор департамента информационной безопасности Росбанка «Выбирая между тем, чтобы вернуть деньги при подозрении, или перевести их в любом случае, на наш взгляд, лучше вернуть, но только после тщательного разбирательства. Конечно, при любом изменении могут быть ошибки. Но надеемся, что с учетом серьезного подхода к проработке это окажет незначительное влияние на добросовестных клиентов. Увеличение срока блокировки, с моей точки зрения, крайне желательно для проведения разбирательств. Зачастую двух дней недостаточно, поэтому нужно больше времени».
ВТБ и Райффайзенбанк в обсуждении не участвовали и не видят необходимости в поправках.
Как сообщил Business FM старший вице-президент ВТБ Никита Чугунов, «два дня — достаточный срок для связи с клиентом, а блокировки операций повышают затраты и риски банков на сопровождение процесса, требуют дополнительных человеческих ресурсов».
При этом в Центробанке РБК сообщили, что «корректировка механизма» работы с транзакциями «не принесет положительного эффекта». Как бы ни получилось эффекта негативного — возврат денег на карту может сыграть на руку мошенникам, говорит начальник аналитического управления Банка корпоративного финансирования Максим Осадчий.
Максим Осадчий начальник аналитического управления Банка корпоративного финансирования «Как говорится, благими намерениями вымощена дорога в ад. Понятно, что мошенники могут воспользоваться лазейкой. То есть переводятся деньги, например, за какую-то крупную покупку с помощью карты, товар получается, но в то же время мошенник совершает какие-то действия, которые заставляют банк заподозрить возможность несанкционированного списания, соответственно, банк блокирует эту сумму. Благополучно через два дня возвращают эти деньги мошеннику, понятно, что в таком виде это совершенно негодное предложение. Но определенное здравое зерно в нем есть. Время блокировки должно каким-то образом все-таки коррелировать с размером суммы. Понятно, что одно дело, когда речь идет о незаконном списании нескольких тысяч рублей, ну и бог с ними, а другое дело, когда речь идет о миллионах рублей. Если контакт не устанавливается, а речь идет о большой сумме, по моему мнению, не должен происходить возврат, потому что могут быть ущемлены права добросовестного контрагента. Если за месяц банку не удалось связаться с отправителем платежа, то в этом случае уже начинаются судебные процедуры».
Как ранее писала газета «Известия» со ссылкой на источники, в России может появиться единая система антифрод-мониторинга, она будет отслеживать и замораживать сомнительные переводы. Ожидается, что оператором станет Национальная система платежных карт.