16+
Вторник, 19 марта 2024
  • BRENT $ 86.78 / ₽ 7982
  • RTS1129.50
22 января 2020, 04:57 Политика

К чему такая спешка с конституцией? Комментарий Георгия Бовта

Лента новостей

Процесс принятия серьезных поправок к Основному закону идет очень стремительно. Чем вызвана подобная срочность?

Георгий Бовт.
Георгий Бовт. Фото: Михаил Фомичев/ТАСС

Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков, объясняя, почему поправки к конституции принимаются в столь быстром темпе, объяснил: «Президент озвучил инициативу. Любые инициативы, которые озвучиваются главой государства, они, безусловно, встречаются с большим вниманием. И реализация этих инициатив, их обсуждение всегда осуществляются в исключительно приоритетном порядке — это реальность, в которой мы существуем».

В свою очередь, Павел Крашенинников, глава комитета Госдумы по госстроительству и законодательству, который уже рассмотрел поправки, заявил, развеяв некоторые предположения, что удаление слова «подряд» применительно к ограничению сроков правления президента не будет означать «обнуления» этих сроков и возможности начать отсчет заново. Так все-таки есть «срочность» с рассмотрением поправок и, если есть, чем она может объясняться?

В последние годы любые президентские инициативы, как верно заметил Дмитрий Песков, действительно принимаются в приоритетном порядке. Однако вопрос о том, почему поправки к конституции появились именно в январе 2020 года, за полтора года до очередных думских и за четыре года до президентских выборов, остается. И однозначного ответа на него нет.

Наверняка проработка поправок шла давно. И возможно, что-то, а что, мы точно не знаем, послужило спусковым механизмом для этого процесса именно сейчас. И все пришло в движение. Возможно, какую-то роль сыграло то, что в конце прошлого года зашли в тупик переговоры с Белоруссией об углубленной интеграции, особенно в политической части.

Возможно, сказалась, наконец, усталость президента от «полусонного» правительства, не способного споро выполнять сформулированные им национальные проекты. И созрело сильное желание, что, мол, «надо что-то делать», хватит погружаться в стагнацию. Надо придать импульс всей системе, повторив в какой-то мере «эффект Крыма» 2014 года. Тогда ведь тоже намечалась экономическая стагнация, а рейтинги власти поползли вниз.

Доводилось слышать даже и такую экзотическую версию, которая связана с президентскими выборами в США: мол, Трамп может проиграть, к власти придут демократы, отношения с которыми хуже некуда, и надо будет встретить новый внешнеполитический удар в экономическом всеоружии. К тому времени уже, скорее всего, будет принят и заработает закон о так называемых санкциях из ада, который лежит в американском сенате.

Но вполне вероятно, что при всей «усталости» от правительства Медведева и даже при возможных разногласиях между Путиным и экс-премьером относительно поправок к конституции, на что намекают некоторые СМИ, все куда проще.

Как говорится в таких случаях, «во-первых, это красиво». Президент не раз подчеркивал, что 2020 год — особенный, год 75-летия Победы в Великой Отечественной войне. А у нас в стране существует давняя, еще советских времен традиция приурочивать к круглым датам собственные свершения.

Взять бывших партнеров России по «большой восьмерке», которые сейчас нас обложили санкциями. Ведь, на кого ни посмотри, у всех свои нешуточные проблемы. У Трампа идет процесс об импичменте, его переизбрание под вопросом. У Макрона бузотеры в желтых жилетах бесчинствуют на улицах, и его шансы на второй срок еще призрачнее, чем у Трампа.

Меркель вступила в пору политического увядания. Британия еще хлебнет своего Brexit по самые уши, хотя дерзкий Борис Джонсон недавно наглядно показал, сколь много в современной политике значат драйв и натиск. В Италии вообще правят не пойми кто. Японский премьер, мечтавший, что мы ему преподнесем Курилы под его переизбрание лидером партии, перетопчется.

И даже могущественный китайский председатель Си никак не может окончательно продавить через партийную бюрократию вопрос о продлении своего правления вопреки заветам Дэн Сяопина не засиживаться на престоле более десяти лет. На этом фоне Владимир Путин сможет принимать юбилейный парад Победы как политический триумфатор во всех смыслах слова.

Это самое прозаическое объяснение той спешки, когда спикер Думы менее через неделю после предложений президента объявляет о «срочном созыве» Думы. Когда профильный комитет по госстроительству успел рассмотреть все поправки за 40 минут, вынеся их на первое чтение. Когда рабочая группа, судя по заявлениям некоторых ее членов, собиралась вдумчиво поработать над текстом несколько недель, однако еще до того, как ею были устно озвучены некоторые соображения, в Думу уже поступил президентский текст поправок. Второе, основное чтение, судя по всему, состоится не позже середины февраля. И ожидать серьезной правки текста ни от рабочей группы, ни от Думы не приходится.

Политически все разыграно очень грамотно. После того как решение принято, важно не упускать инициативу. Чем больше обсуждений, тем более смазанный эффект. Тот же «эффект Крыма» в свое время получился во многом именно благодаря высокому темпу принятия решений и политическому натиску, перед которым спасовали тогда все, включая «наших западных партнеров».

В этом смысле принятие нынешних поправок к конституции — это блестящая спецоперация. Но ощущение недосказанности и того, что мы чего-то еще важного не знаем, остается. И даже усиливается.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию