16+
Вторник, 27 октября 2020
  • BRENT $ 40.67 / ₽ 3135
  • RTS1130.36
17 сентября 2020, 22:03 Компании

«Ведомости»: на создание нового лайнера Sukhoi Superjet New потратят 120 млрд рублей

Лента новостей

Новый лайнер будет улучшенной, импортозамещенной версией Sukhoi Superjet 100. И больше половины средств уйдет на новый отечественный двигатель

Sukhoi Superjet 100.
Sukhoi Superjet 100. Фото: Марина Лысцева/ТАСС

Sukhoi Superjet 100 — это во всех смыслах знаковый лайнер. Ведь это первый гражданский самолет, созданный в России после распада СССР. Однако проблем он не избежал: в Superjet стоит двигатель SaM146 — совместная разработка с французской Safran. Движки регулярно ломались, но французы их дорабатывать отказывались: самолетов производилось мало, и инвестиции не окупились бы.

В итоге в ремонте простаивал каждый четвертый Superjet, принося убытки эксплуатантам. Доля иностранных, в частности, американских комплектующих, в проекте достигала 70%. Что часто приводило не только к дорогим, но и очень затяжным сервисным работам.

Добила проект прошлогодняя катастрофа в «Шереметьево». В трагедии обвинили пилота, однако от использования Superjet отказались последние партнеры. Планы по производству упали с 1300 самолетов до 30, за весь прошлый год компания «Гражданские самолеты Сухого» смогла продать только один лайнер.

Все проблемы хотят решить новым проектом — его назвали Sukhoi Superjet New. Изначально Минпромторг хотел выделить на него 15 млрд рублей. Но оказалось, что вся разработка потребует никак не меньше 120 млрд. Работы ведут две структуры «Ростеха»: ОАК — по самолетам, и ОДК — по двигателям.

Главная фишка будущего лайнера — новый, полностью отечественный двигатель ПД-8. На него и потратят большую часть средств, не меньше половины. Частично деньги — бюджетные, частично — от компаний «Ростеха». О том, стоило ли оно того, рассуждает главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров.

Роман ГусаровРоман Гусаров главный редактор портала Avia.ru «Конечно, нельзя сказать, что уж совсем неудачный двигатель SaM146, вполне себе двигатель на мировом уровне. Однако, как мы видим, сотрудничество вообще по проекту Superjet и по двигателю с западными партнерами складывается очень непросто. И сейчас на данном этапе продолжение развития этого проекта тормозят именно западные партнеры. С одной стороны, кажется, что Superjet такой нишевый продукт, и какого-то большого спроса на него нет, но с другой стороны, в любом случае инвестиции в двигатель не пропадут даром, а инвестиции в самолет позволят нашим производителям вырасти и создать новые продукты, которые можно будет устанавливать и на Superjet, и, может быть, на другие воздушные суда, на следующие проекты».

Новый самолет, как и его предшественник, будет ближнемагистральным, рассчитанным на полеты до 2,5 тысячи километров. В перспективе он может заинтересовать покупателей за рубежом, но первое время, очевидно, будет окупаться за счет госзаказов.

Смущает экспертов стоимость разработки — 120 млрд рублей — сумма, сопоставимая с разработкой нового реактивного лайнера с нуля. К примеру, разработка полностью нового среднемагистрального лайнера МС-21, оценивалась в 250 млрд рублей. Как рассказали «Ведомостям» в ОАК, Sukhoi Superjet New будет более эффективным самолетом, чем предшественник: изменится конструкция фюзеляжа, будет скорректирован центр тяжести лайнера.

Неясно, изменится ли вместимость модели — та же S7 хотела пополнить свой флот Superjet, но просила сократить количество кресел до 75. Тогда Минпромторг это делать отказался. Известно, что в новом лайнере заменят на отечественные десятки систем и компонентов, от кондиционера и кислородной системы до кресел и шасси. Задача амбициозная, но вряд ли выполнимая — может повториться ситуация с тем же лайнером МС-21, считает обозреватель журнала Flight International Владимир Карнозов.

Владимир Карнозов обозреватель журнала Flight International«У нас есть самолет МС-21, он тоже изначально создавался с западным участием, но потом, начиная с 2013 года, предпринимались попытки уменьшить заграничное содержание иностранных деталей. Но пока к нулю оно не сведено. Можно ли это сделать c самолетом Superjet — мне кажется, что проще новый самолет создать. Философия этой программы — соединить лучшее российское с лучшим западным, поэтому сейчас на 180 градусов менять вектор и пытаться его на 100% сделать российским, я считаю, что это несостоятельная идея. Лучше начинать какой-то новый проект. Мое мнение, что не получится создать на базе существующего Superjet полностью импортозамещенную машину».

ОАК планирует представить Sukhoi Superjet New к 2023 году. В дальнейшем в корпорации планируют использовать все наработки в других авиапроектах. В частности, двигатель ПД-8 поставить на самолет-амфибию Бе-200 «Альтаир», который пока летает на украинских моторах.

Добавить BFM.ru в ваши источники новостей?

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию