16+
Суббота, 31 октября 2020
  • BRENT $ 37.45 / ₽ 2978
  • RTS1066.60
28 сентября 2020, 14:32 Общество

Книжные магазины с трудом выходят из карантина

Лента новостей

Количество посетителей и выручка после открытия восстановились только на 80%, сообщает «Коммерсантъ». Падают онлайн-продажи, значительно выросшие за период самоизоляции. В «Эксмо и АСТ» говорят о возможном снижении рынка на 15% по итогам года

Фото: EPA/ТАСС

Трафик посетителей и выручка книжных магазинов после снятия карантина восстановились только примерно на 80%, пишет газета «Коммерсантъ». О том, чтобы сократить число точек, задумалась даже крупнейшая сеть «Читай-город», отмечает издание. Ретейл надеется на полное восстановление не раньше следующей весны.

Сейчас падает процент книжных онлайн-продаж, который значительно вырос за период самоизоляции. Замещения не произошло. По итогам года ожидают снижение рынка на 15%, рассказывает пиар-директор издательской группы «Эксмо и АСТ» Екатерина Кожанова.

— Все-таки онлайн-канал для продажи книг — это для тех, кто точно знает, какую книгу они хотят купить. Чтобы выбрать книгу, многие часто ходят в книжные магазины, это касается в первую очередь регионов, там сроки доставки другие.

— Кинотеатры говорят, что если будет еще один локдаун, то они этого не переживут. У вас онлайн хотя бы остается?

— Где-то максимум 30% от объема продаж бумажных книг. Все-таки мы очень зависим от книжных магазинов. Очень сильно понимаем наших коллег из кинотеатров в этом смысле. Просто количество книжных не так велико в России — всего около 3 тысяч. Каждая потеря очень болезненно откликается в целом на рынке, особенно это касается регионального распространения книг.

— Можно ли сказать, что и до карантина дела у книжной отрасли были не очень?

— Рынок стабильно рос несколько последних лет на уровне 7%. Прогноз на этот год до карантина был аналогичный.

После режима самоизоляции изменился спрос на книги: покупатели все чаще отдают предпочтение небольшим магазинам, у которых есть свои особенности, а вот сетевые на их фоне проигрывают, рассуждает совладелец книжного магазина «Подписные издания» в Санкт-Петербурге Михаил Иванов.

— В целом, конечно, влияет просто сокращение доходов населения. Основной фактор — это переконцентрация потоков в сторону онлайн-ретейла. Люди за карантин привыкли покупать книги онлайн. Издательства начали отдавать преференции онлайн-торговцам. Зачастую книги в онлайне стоят значительно дешевле, чем в офлайне. В этом плане наш рынок уникален, что никто ни с кем не может договориться, и у нас абсолютная ценовая чехарда.

— Сети говорят, что восстановились только на 80%.

— Мы выросли, если говорить честно. Август, сентябрь мы провели с достаточно неплохим ростом по отношению к прошлому году, не только потому что мы такие необычные, это еще связано с тем, что Санкт-Петербург стал одной из немногих точек, куда в принципе можно поехать людям, живущим в России. Поэтому каждые выходные у нас творится туристическое безумие.

Эксперты отмечают, что главные барьеры для восстановления книжной отрасли — опасения граждан, связанные с посещением людных мест, и падение доходов: книги не относятся к товарам первой необходимости. Если трафик не восстановится к середине весны, это будет чревато существенными сокращениями магазинов.

В июле сообщалось, что под угрозой банкротства оказалась крупная книжная сеть «Республика». У компании большие долги перед партнерами. Но опрошенные Business FM эксперты связывали сложившуюся ситуацию с управленческими просчетами.

Добавить BFM.ru в ваши источники новостей?

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию