16+
Пятница, 27 ноября 2020
  • BRENT $ 48.90 / ₽ 3703
  • RTS1307.14
6 ноября 2020, 03:48 Технологии

«Ъ»: Минтранс хочет создать единую систему навигации на российских дорогах

Лента новостей

На первый этап разработки выделены 48 млн рублей, пишет газета. Зачем нужен национальный навигатор и не повторится ли история с поисковиком «Спутник»?

Фото: Сергей Фадеичев/ТАСС

О новой возможной разработке Минтранса известно немного — по факту нет даже первой версии продукта. Есть только название и общие положения. Как пишет «Коммерсантъ», ссылаясь на сайт госзакупок, называться разработка будет «Федеральная государственная информационная система навигации на автодорогах».

Простыми словами, это такой единый навигатор или картографическая платформа, которая соберет в себе все сведения о том, что происходит на российских дорогах. Такой сборник IT-сервисов с картами автодорог, которые постоянно обновляются, и подключенной ГЛОНАСС. Известны и сроки разработки — с 2021-го по 2027 год.

Смущает в новом проекте несколько вещей, говорят эксперты. Рынок картографии и навигации в России существует и хорошо развит, и уместнее было бы сотрудничество с частными компаниями, а не создание продукта с нуля. К тому же еще свежи воспоминания о поисковой системе «Спутник» и «наших ответах» Zoom и «Википедии». Все эти проекты либо отменены, либо в заморозке, либо в долгосрочной разработке.

Неясно, почему государство опять идет тем же путем и создает аналоги того, что и так давно работает. Такая цифровизация нам не нужна, говорит председатель совета Фонда развития цифровой экономики Герман Клименко.

Герман КлименкоГерман Клименко председатель совета Фонда развития цифровой экономики«На картографическом рынке играют «Яндекс», Google, Mail с продуктом, недавно проданным, Maps Me, это совершенно нормальный продукт, и «Сбер» с 2GIS, плюс еще есть много мелких историй. Вариант того, что мы вписываемся в очередную историю про проигрывание государственных денег по схеме «Спутника», очень велик. Плюс сроки создания — 2021-2027 годы, но мы понимаем, что все игроки рынка к 2027 году придут к совершенно другой позиции разработки, потому что государство является крайне медленным заказчиком. А чиновники — каждое ведомство хочет отчитаться, что оно куда-то идет, оно хочет отчитаться, что оно куда-то внедряется, и понятно, что за те деньги, которые сейчас представлены, я думаю, вообще сделать ничего нельзя».

На сайте госзакупок указано, что в октябре по новому проекту Минтранс разыграл тендер на 48 млн рублей. Право провести «научно-исследовательские работы» и понять, возможно ли создание такого навигатора, досталось предприятию «ЗащитаИнфоТранс». Business FM направила туда запрос, но оперативный комментарий там дать не смогли, сослались на то, что надо согласовывать его с Минтрансом.

В документах также подробнее сказано о самом навигаторе: он позволит собрать «реестры транспортной инфраструктуры, постов органов внутренних дел и таможни, пограничных пунктов», при этом без «дублирования данных». В Минтрансе уверены, что это улучшит логистику перевозок и даже снизит смертность в ДТП, так как платформа будет анализировать безопасность на конкретных участках дорог.

Пока все выглядит так, что за 50 млн рублей специалисты соберутся и решат, сколько денег тратить дальше, отмечает генеральный директор компании Zecurion Алексей Раевский.

Алексей Раевский генеральный директор компании Zecurion «48 млн — это только начало. За 48 млн нельзя сделать картографический сервис. За 48 млн можно посчитать, во что встанет создание такого сервиса. Это, конечно, выглядит немного странно, у нас у государства есть такое, что все должно быть свое, все должно быть наше. Пророссийские картографические сервисы вполне можно взять на подряд, заключить какой-то договор. Это, наверное, и качество лучше, и сервис лучше. На самом деле довольно-таки сложно будет поддерживать, и это будет очень дорого. Если мы говорим про картографические какие-то компании, у них много клиентов, и они за счет этого могут поддерживать информацию достаточно хорошего качества, и услуги, и все. А если заказчик здесь будет только один, то, соответственно, качество тоже будет страдать».

В Минтрансе считают, что те навигационные системы, которые есть в России сейчас, для нужд государства не подходят, потому что ему приходится собирать данные из различных источников, а они не всегда достоверные. Эксперты уже прикидывают, как в будущем может применяться такая система, например для рынка беспилотников, и сколько может стоить ее обслуживание, например 70 млн рублей в год. Но это пока догадки. Все, что есть у Минтранса сейчас, — тендер на исследования по проекту и туманные сроки разработки.

Добавить BFM.ru в ваши источники новостей?

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию