16+
Пятница, 29 марта 2024
  • BRENT $ 87.07 / ₽ 8033
  • RTS1128.26
26 марта 2021, 20:39 Политика
Актуальная тема: Пандемия коронавируса

«Конец наивности»: как Евросоюз оказался последним в очереди за вакциной?

Лента новостей

Европа начала вакцинацию от ковида в конце декабря 2020 года и планировала «победить пандемию» к лету. Однако уже через месяц стало ясно, что этим планам не сбыться: производители стали срывать сроки поставок, возник дефицит препаратов

Фото: Yves Herman/Reuters

По итогам саммита лидеров ЕС, где центральным вопросом была проблема вакцинации, главы европейских государств остановились за шаг до запрета на экспорт препаратов и ограничились словесными призывами к AstraZeneca. А президент Франции Эммануэль Макрон заявил о «новом типе мировой войны» с Россией и Китаем, оружием в которой выступают вакцины: «Мы столкнулись с новым типом мировой войны, в особенности со стороны России и Китая, которые пытаются распространять свое влияние с помощью своих вакцин».

На высказывание президента Франции, которое сложно не назвать провокационным, оперативно и неожиданно мягко отреагировали в Москве. Как выразился спикер Кремля Дмитрий Песков, Россия ценит доверительный диалог с Францией, однако «существует целый набор тем, по которым они категорически не согласны, что не мешает им продолжать общаться».

Реплика Макрона прозвучала в его речи между делом — западные СМИ ее даже не заметили. Основной темой выступления главы Елисейского дворца были экспортные ограничения, об усилении которых удалось договориться лидерам ЕС. «Это конец наивности. Я поддерживаю механизмы экспортного контроля, созданные Европейской комиссией. Я поддерживаю тот факт, что мы должны блокировать весь экспорт до тех пор, пока некоторые фармацевтические компании не выполнят свои обязательства перед европейцами», — сказал Макрон.

Однако на прямой запрет экспорта европейские столицы все-таки не решились. Но теперь при лицензировании экспорта вакцины Брюссель будет учитывать эпидобстановку в странах назначения поставок и экспортные правила в этих государствах. Ситуацию комментирует немецкий политолог Александр Рар:

Александр РарАлександр Рар журналист, политолог «Конфликтов с Великобританией и так много. Брюссель находится в очень серьезной, болезненной фазе развода с Лондоном. И этот скандал вокруг AstraZeneca, где запрет на экспорт из Европы ударил бы по Англии, потому что в основном этот продукт из Европы же поставляется, но в Америку, но англичане забирают себе — и еще идти на конфронтацию с Джонсоном, когда не решены проблемы развода, думаю, Брюсселю не захотелось. Потом в Брюсселе всегда есть механизм принятия решения: все страны Европейского союза должны быть однозначно одного мнения. По таким вопросам, как запреты, санкции или что-то там другое, всегда найдутся страны, которые не согласны. Та же Швеция, например, которая вместе с Англией создала AstraZeneca, — что она? Будет голосовать против своей собственной вакцины?»

С учетом всех своих научных и экономических возможностей Евросоюз должен был стать Эдемским садом вакцинации. Антипрививочные настроения среди европейцев крайне низкие. Как минимум две вакцины первой волны — Оксфорд/AstraZeneca и Pfizer/BioNTech — были разработаны с участием европейских компаний и учреждений, львиная доля мировой фармацевтической индустрии сконцентрирована именно на этом континенте. Как получилось, что в итоге Евросоюз — крупнейший в мире экспортер вакцины от коронавируса — обрел репутацию региона, где продолжается чуть ли не главный вакцинный кризис в мире? Комментирует управляющий партнер и гендиректор компании «Юникорн Кэпитал Партнерс» Алексей Виноградов:

Алексей Виноградов управляющий партнер и гендиректор компании «Юникорн Кэпитал Партнерс» «В чем ошиблись европейцы? Что не смогли запретить экспорт за пределы Евросоюза. Население у них больше полумиллиарда человек, но это можно было, наверное, просчитать заранее и диверсифицировать или вакцину от AstraZeneca заранее одобрить (они же ее долго не одобряли, по-моему). В итоге AstraZeneca стала продавать в Англию в основном. Объективно есть дефицит этой вакцины, просто потому, что, действительно, ее нужно произвести сразу очень много. Но у нее есть дефицит и в Штатах: там тоже это все не очень просто. Израиль впереди планеты всей, но там население меньше 10 млн человек, вот они, соответственно, раньше всех и вакцинировались».

Стоит отметить, что, говоря о вакцинном кризисе, власти Евросоюза сравнивают темпы вакцинации внутри ЕС с лидерами глобальной прививочной кампании — Израилем, Великобританией, США и Арабскими Эмиратами. Если сравнивать Евросоюз со среднемировыми показателями, он идет с двукратным опережением. Темпы вакцинации в России сравнимы со среднемировыми — но, видимо, не столько не из-за нехватки вакцины, сколько из-за недоверия к ней россиян.

В обозримом будущем в ЕС может начать поступать российская вакцина от коронавируса. Накануне саммита европейских лидеров Берлин обратился к Брюсселю с призывом начать переговоры о поставках вакцины с Москвой до окончания процедуры регистрации «Спутника V» на территории Евросоюза.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию