16+
Четверг, 5 декабря 2024
  • BRENT $ 72.30 / ₽ 7537
  • RTS750.46
8 сентября 2021, 16:52 Компании

Альтернатива НДС: ретейлеры могут отдавать продукты с истекающим сроком годности на благотворительность

Лента новостей

Такое предложение направили Минфину. В течение пяти лет, пока будет действовать инициатива, можно сохранить около миллиона тонн еды в год, считают в АНО «Фудшеринг». Что думают об этом сами ретейлеры?

Фото: Александр Демьянчук/ТАСС

Минфину предложили освободить ретейл от НДС взамен на благотворительность. С такой инициативой выступил Национальный центр спасения еды и заботы об экологии «Фудшеринг». Речь о передаче ретейлерами продуктов с истекающим сроком годности (от одних до четырех суток до его окончания) на благотворительность. Например, в НКО, которые направляют товары малоимущим гражданам. Организация предложила внести необходимые поправки в статью 170 Налогового кодекса.

В перспективе максимум пяти лет это позволит сохранить около миллиона тонн еды в год. Это позволит обеспечить продуктами 18 миллионов человек. Однако торговые сети считают, что эта мера станет для них невыгодной. Вот что говорит основатель волонтерского проекта «Фудшеринг», соучредитель АНО «Фудшеринг» Анна Успенская:

Анна Успенская основатель волонтерского проекта «Фудшеринг», соучредитель АНО «Фудшеринг» «Для организаций, у которых есть нереализованные продукты питания, — это в первую очередь возможность заняться благотворительностью, не тратя на это собственные средства. Сейчас проблема пищевых отходов актуальна, в магазинах, кафе и ресторанах часто остаются продукты, которые уже точно не успеют реализовать, но которые еще пригодны, срок годности у них не вышел. Компании вынуждены их выбрасывать, потому что, если они захотят их передать на благотворительность, они будут вынуждены платить налог. Это дороже, чем услуги утилизации. Я уже более пяти лет занимаюсь фудшерингом, сначала в форме волонтерского проекта, теперь в форме юридического лица АНО «Фудшеринг». Я вижу большой запрос со стороны организаций самого разного типа, которые работают с едой. Владельцы, администраторы, сотрудники заинтересованы в том, чтобы не выбрасывать хорошие, пригодные продукты. Сейчас далеко не всегда они могут себе это позволить. Некоторые компании действительно отдают и платят НДС, некоторые отдают продукты неофициально, это тоже решение, хотя оно не очень правильное, потому что таким образом эта передача происходит в «серой» зоне. Мы бы хотели, чтобы у всех организаций: ретейлеров, кафе, ресторанов, — была возможность легально оформить передачу еды, которую они не успевают продать. Чтобы эта еда могла пойти в помощь малообеспеченным людям, и чтобы отдающая сторона не была вынуждена оплачивать этот процесс, то есть платить налог на то, от чего они не получили никакой прибыли, на то, что они отдали бесплатно. Я уверена, что рано или поздно эти поправки будут приняты, потому что они предлагаются не в первый раз, этой истории уже несколько лет. Я уверена, что это вопрос времени. Мы заинтересованы в том, чтобы это произошло как можно раньше».

«Азбука вкуса» уже точечно передает продукты нуждающимся, говорит пиар-директор сети Юлия Лебедь:

Юлия Лебедь пиар-директор сети «Азбука вкуса» «Мы активно поддерживаем эту инициативу, проблема не новая, к сожалению. Этот вопрос давно поднимается ретейлерами, профессиональным сообществом. Если будет отменен НДС при безвозмездной передаче товара продуктов питания благотворительным организациям, это даст сильный буст развитию фудшеринга в масштабах всей страны. Сейчас это развитие затрудняется тем, что ретейлерам невыгодно платить налог, помимо того возникают издержки на транспортировку продукции, чтобы передать ее тем фондам, которые дальше будут ею распоряжаться в пользу тех, кому эти продукты будут полезны. Сейчас в основном ретейлеры, и «Азбука вкуса» в том числе, решаем проблему товара с истекающим сроком годности за счет скидок на полке, стараемся максимально распродать товар, пока он еще укладывается в сроки реализации. В некоторых магазинах точечно мы передаем такую продукцию нуждающимся семьям через волонтерские организации. Но чтобы это сделать масштабным и массовым, действительно нужна инициатива по отмене НДС».

Поддерживают инициативу и в X5 Group, говорит представитель компании Полина Гриценко:

Полина Гриценко представитель компании X5 Group «Мы считаем, что фудшеринг может быть эффективным инструментом в борьбе с бедностью и голодом. На данный момент ретейлеры не занимаются массово такой деятельностью из-за налоговых ограничений. Недавно был отменен налог на прибыль, однако НДС, который достигает 20%, все еще действует, что создает ситуацию, когда отдать продукцию на утилизацию дешевле, чем передать на благотворительность. Мы видим потенциал сотрудничества с благотворительными организациями по передаче им продовольствия незадолго до окончания срока годности, поэтому поддерживаем отмену НДС на передачу таких продуктов фондам».

Суть вопроса в том, что сейчас в России экономически более целесообразно утилизировать еду, чем отдать ее на благотворительность, продолжает генеральный директор ТИАР-Центра и руководитель кластера РАЭК / Sharing Economy Антон Губницын:

Антон Губницын генеральный директор ТИАР-Центра и руководитель кластера РАЭК / Sharing Economy «По моим сведениям, это решение поддерживают все, кроме Минфина. Минфин считает, что, сделав такую условную поблажку, государство потеряет некий мифический НДС с тех самых продуктов, передаваемых на благотворительность. Но государство не потеряет ничего, а выиграет очень многое. Вместо генерации отходов и помощи из бюджета нуждающимся и миллиардных расходов на свалки, мы замкнем линейную экономику в цикл и будем разумно использовать имеющиеся ресурсы, пропорционально экономия бюджета может составить без преувеличения сотни миллиардов рублей. Еще интересный аспект. На ретейл сейчас правительство активно давит в плане торможения роста цен, регулирования цен, разговоры про «борщевой набор», цены на который нужно сдерживать. Но ирония заключается в том, что эти цены держатся для того, чтобы малообеспеченные граждане могли себе позволить купить, чтобы еда стала доступной. Вместе с тем у производителей и у розницы есть огромное количество еды, которую они могли бы отдавать бесплатно тем самым нуждающимся, то есть можно было бы не регулировать цены, а тем, кто действительно не может себе позволить купить, получать бесплатно тот самый «борщевой набор», а еще хлеб, крупы. Нужно настроить систему регулирования, сделать так, чтобы отдавать еду было не убыточно и почетно, это в перспективе, может быть, несло бы экономические преимущества и стимулы. Это же нормально, когда мы воспитываем детей, мы хвалим за хорошее, а ругаем за плохое, а у нас пока наоборот».

Мера позволит сократить объем твердых коммунальных отходов, которые отправляют на полигоны, добавили в «Фудшеринге». Продукты питания составляют почти 30% от всех ТКО, которые образуются в стране.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию