16+
Суббота, 27 июля 2024
  • BRENT $ 80.55 / ₽ 6893
  • RTS1102.01
24 октября 2022, 19:33 Компании

IPO для самокатов: на Мосбирже планирует разместиться Whoosh

Лента новостей

Компания таким образом планирует привлечь до 10 млрд рублей. По оценкам экспертов, это закономерный ход для компаний, планирующих расширяться и занять нишу побольше. Получится ли у Whoosh такое IPO и кто станет ее инвестором?

Фото: Валерий Шарифулин/ТАСС

Сервис Whoosh, лидер российского рынка кикшеринга, планирует первичное размещение акций на Мосбирже. Оно может состояться до конца года, если не будет «сильных внешних шоков». В ходе IPO сервис планирует привлечь 10 миллиардов рублей. Об этом сообщает РБК, ссылаясь на презентацию компании для аналитиков. Организаторами размещения выступают «Тинькофф» и пул банков, ориентированных на розничных инвесторов.

Привлеченные в ходе IPO средства, по словам источника, Whoosh направит на финансирование расширения географии, увеличения парка и проекты по продлению срока службы самих самокатов. Сейчас компания работает в 40 городах России, Казахстана и Белоруссии.

Комментирует инвестиционный менеджер «Альфа-капитал» Тимур Нигматуллин:

Тимур Нигматуллин инвестиционный менеджер «Альфа-капитал» «Рынок кикшеринга в России показывает очень высокие темпы роста, и это его, к слову, отличает от рынка такси на этой же стадии развития много лет тому назад, здесь достаточно высокая рентабельность. То есть компании, представленные на этом рынке, уже зарабатывают деньги, условно говоря, у компании есть положительная EBITDA — денежный поток. Но нужно учитывать, что этот рынок достаточно конкурентен, на нем три крупных участника, как минимум два из которых обладают потенциально большими ресурсами, которые они могут привлечь для развития бизнеса. Whoosh — лидер рынка по отдельным исследованиям, но исходя из структуры собственности, ему сложнее с точки зрения бюджетов, и логично, что ему требуется капитал. И возможно на короткий период времени Whoosh эту проблему решит, если разместит средства. Конечно, нужно смотреть, куда будут направлены средства, будут ли частично выходить акционеры, будут ли эти денежные потоки направлены на развитие бизнеса. Концепция того, что бизнес требует вливания денег и будет требовать в ближайшие годы именно для того, чтобы сохранять долю, а лучше увеличивать ее на растущем рынке, эта концепция сохраняется».

Еще один собеседник РБК объяснил желание проводить размещение Whoosh в этом году тем, что организаторы видят запрос инвесторов на качественные истории.

Перспективы первичного размещения акций Whoosh оценивает управляющий одного из инвестфондов Андрей Плотников:

Андрей Плотников управляющий инвестфонда «Каких-то глобальных результатов от проведения от этого IPO ждать не придется. Все-таки 10 млрд рублей — это колоссально большие деньги сейчас для российского финансового рынка. Я не верю в то, что они смогут собрать именно такую сумму. Кому могут быть интересны акции новой российской публичной компании? Я думаю, это скорее всего розничные инвесторы, начинающие инвесторы, которые сейчас либо только начинают инвестировать, для них появляются какие-то новые имена на российском фондовом рынке, либо те люди, которые до сих пор остались в российских ценных бумагах, и также ищут какие-то новые имена для диверсификации своего портфеля. Как финансист я прекрасно понимаю, для чего сейчас компания ходит на IPО, потому что сейчас действительно вопрос заимствования, расширения бизнеса стоит большим вопросом. Стоит расширяться, развиваться, тем более многие зарубежные компании ушли с российского рынка, хочется занять их нишу, нужно масштабироваться, но денег на это нет, и IPO отчасти может помочь с вопросом привлечения новых средств. Но опять же, повторюсь, я не думаю, что это вызовет какой-то кратный скачок роста этого бизнеса, компании Whoosh России».

В презентации есть прогноз Б1 (бывший EY) и Whoosh, согласно которому российский рынок кикшеринга вырастет с 9 млрд рублей в прошлом году до 60 млрд рублей в 2024-м.

Сам Whoosh планирует в этом и следующем годах увеличивать выручку на 50% в годовом выражении. В этом году сервис также намерен направить 1 млрд рублей на дивиденды, сообщает РБК.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию