16+
Понедельник, 21 августа 2017
  • BRENT $ 52.83 / ₽ 3117
  • RTS1027.85
14 апреля 2010, 17:33 Право

ФАС идет на передел рынка АЗС

Лента новостей

ФАС внесла в правительство предложение по законодательному ограничению строительства АЗС для нефтяных компаний, имеющих долю рынка в том или ином муниципалитете более 50%

Глава Антимонопольной службы Игорь Артемьев. Фото: РИА Новости
Глава Антимонопольной службы Игорь Артемьев. Фото: РИА Новости

ФАС внесла в правительство предложение по законодательному ограничению строительства АЗС для нефтяных компаний, имеющих долю рынка в том или ином муниципалитете более 50%. Очередное административное наступление на крупные нефтеперерабатывающие компании ограничит их планы по строительству заправок, но не добавит объемы бензина на рынки.

«Мы внесли такое предложение в правительство РФ, и уже идет их рассмотрение», — сообщил глава Антимонопольной службы Игорь Артемьев в среду, выступая в Совете Федерации. — Если вертикально интегрированная компания в границах любой области имеет долю больше 35%, то земельные участки для строительства бензоколонок такой компании не выделять, а выделять другим компаниям».

При этом Артемьев сослался на то, что подобные меры уже существует в ряде законодательных актов, например, в законах о рекламе и о торговле, но уточнил, что ФАС предлагает правительству выбор доли рынка для такого ограничения — от 35% до 50%.

По данным антимонопольного ведомства, сейчас более чем в 50 субъектах РФ доля вертикально-интегрированных (ВИК) нефтяных компаний на розничном рынке превышает 35%, а в каждом третьем составляет 50–60%. «Роснефть» доминирует в 15 регионах, ЛУКОЙЛ — в 11-ти, третье место у «Сургутнефтегаза» — 4 региона, а четвертое у компаний ТНК-ВР и «Газпром нефть», являющихся монополистами в 3-х регионах каждая. В 20 регионах доминируют независимые игроки.

Глава ФАС и ранее пытался ограничить монополизм ВИКов на розничном рынке и уже предпринял конкретные действия. Так, апеллируя к закону «О конкуренции», ведомство в 2007 году запретило дочерней компании ЛУКОЙЛа приобрести 19 АЗС в Волгограде, так как компания уже владела 41 заправкой в городе. А в прошлом году ФАС разрешил «Газпром нефти» купить 11 АЗС в Свердловской области, но при условии, что компания продаст часть заправок при превышении ее доли в 50%.

При этом ФАС рекомендовала ведущим нефтяным компаниям обменивать заправки в регионах, где есть доминирование, на активы конкурентов в других областях. Однако ранее замглавы ФАС Анатолий Голомолзин признавал, что подобные решения и рекомендации нефтяники могут оспорить, поэтому сейчас ведомство решило пойти ва-банк и дополнительно подстраховаться на законодательном уровне.

Кстати, аналогичные ограничения действуют в некоторых странах, и в ФАС ссылаются на опыт Италии и США. Так, одним из условий слияния Exxon и Mobil в 1998 году была продажа сети из 795 АЗС Mobil на восточном побережье Штатов.

Аналитик ИК «Баррель» Анна Анненкова сомневается, что очередная попытка ФАС административными методами создать конкуренцию на рынке нефтепродуктов окажется продуктивной. «От запретов компании все равно уйдут, и если запретить той же «Роснефти» развивать в каком-то регионе сеть заправок, то просто будет меньше АЗС. Ведь проблема не в том, что нельзя строить АЗС каким-то другим компаниям, а в том, что у нас мало НПЗ: их всего 27 и в восточной части страны один НПЗ приходится на несколько регионов», — заявила BFM.ru аналитик.

По ее мнению, в силу такого положения необходимо сначала заняться развитием нефтепереработки с тем, чтобы количество нефтепродуктов увеличивалось. Сейчас же ограничивать монополизм крупных компаний на рынке бесполезно, так как все равно уровень цен на оптовом рынке во многом формируется на конкретном НПЗ, на который завязаны все региональные игроки.

Но Артемьев решил не останавливаться только на одной инициативе. Так, сегодня он вновь выступил за законодательный запрет совмещения в рамках одной компании оптовой и розничной торговли нефтепродуктами. При этом чиновник не уточнил, собирается ли его ведомство в ближайшее время представить правительству соответствующие поправки в законы.

Анна Анненкова положительно оценила эту инициативу. «Так работают западные компании. У нас это уже реализовал ЛУКОЙЛ, который перевел на рыночные рельсы работу своих подразделений и это пошло на пользу самой компании. Это удобно с точки зрения управления, а также позволяет добиться прозрачности ценообразования и исключить накрутки цен на нефтепродукты», — сказала аналитик.

В целом, как считает глава антимонопольной службы, в совокупности обе его инициативы приведут к тому, что в России установится справедливая цена на бензин вместо нынешней завышенной. «Я бы очень мечтал, чтобы это было завтра или послезавтра, но думаю, что нескоро», — сказал Артемьев, выразив надежду, что все-таки через 5 лет цена бензина станет конкурентной. Что касается конкретных цифр, то в январе, по данным ведомства, прибыль оптовых торговцев Аи-92 составляла около 10% от его цены, прибыль розничных сетей — около 18%. К марту она снизилась до 15%.

С тем, что цена на бензин в России завышена — никто не спорит. По мнению Анны Анненковой, уровень завышения зависит от того, со скольких НПЗ поставляются нефтепродукты на конкретный региональный рынок. Но в среднем можно говорить о 10–20%.

По ее мнению снизить цены на АЗС можно только за счет комплексного развития рынка нефтепродуктов, а не административными запретами. «Давно говорится, что пора создать биржу нефтепродуктов, чтобы независимые оптовики могли самостоятельно выбирать объемы у нескольких производителей, решая у какого НПЗ лучше сделать закупку. Но для этого надо нарастить объемы нефтепереработки, так как сейчас к немногим существующих НПЗ никто посторонних покупателей не подпустит. Конечно, транспортное плечо очень важно, и из Санкт-Петербурга в Сибирь при таких тарифах на перевозку никто нефтепродукты не повезет. Но хотя бы сначала в европейской части страны биржу организовать нужно», — заключила Анна Анненкова.

Рекомендуем:

  • Фотоистории