16+
Понедельник, 2 декабря 2024
  • BRENT $ 71.69 / ₽ 7724
  • RTS760.32
25 июля 2023, 12:19 Финансы

Китайское зеркало: может ли продажа юаней стабилизировать курс рубля. Комментарий Семена Новопрудского

Лента новостей

Способность китайской валюты стабилизировать рубль на российском рынке вызывает большие сомнения. Помочь отечественной валюте могут другие факторы, считает колумнист

Семен Новопрудский.
Семен Новопрудский. Фото: Татьяна Фролова

На фоне резкого ослабления рубля в последние месяцы Банк России не только впервые с сентября 2022 года поднял ключевую ставку сразу на один процентный пункт, но еще и решил начать открыто продавать на валютном рынке юани. Поможет ли эта мера остановить падение российской валюты?

Банк России объявил, что с 1 августа 2023 года вводится новый механизм валютных операций, который подразумевает продажу юаней на открытом рынке. Причем продавать их будут не просто в экстренных случаях, а каждый день в определенных на полгода вперед объемах в качестве зеркального возмещения рублевых расходов из Фонда национального благосостояния (ФНБ).

По итогам каждого полугодия ЦБ будет определять сумму продажи или покупки иностранной валюты в размере общей суммы инвестирования средств ФНБ в рублях за эти шесть месяцев. Если за полгода из Фонда заберут больше рублей, чем вернут, ЦБ в следующем полугодии продаст юани на сумму этой разницы. Если, наоборот, в Фонд вернут больше рублей, чем заберут из него (такой вариант в ближайшие полтора-два года кажется чем-то из области ненаучной фантастики), ЦБ закупит юани на валютном рынке.

Операции зеркалирования будут проводить со сроком расчетов «завтра» равномерно в течение следующего за расчетным периодом полугодия со смещением на месяц вперед. То есть каждый день ЦБ будет продавать заранее объявленную сумму юаней. При этом регулятор заранее установил верхний потолок таких «интервенций»: юаней за любые шесть месяцев может быть продано на рынке не более чем на 300 млрд рублей по текущем курсу.

ЦБ сразу объявил параметры первой такой юаневой интервенции. За период с 1 января по 30 июня 2023 года из ФНБ потратили 288,4 млрд рублей. Ровно столько ЦБ вернет юанями на валютный рынок с 1 августа 2023 года по 31 января 2024 года — ежедневными порциями по 2,3 млрд рублей. Объем следующей «интервенции» для периода с 1 февраля по 31 июля 2024 года Банк России определит и опубликует в январе 2024 года по итогам размещения средств Фонда национального благосостояния в разрешенные финансовые активы во втором полугодии 2023 года.

Можно ли называть такой механизм «валютными интервенциями»? И да, и нет. Да, потому что ЦБ действительно будет продавать самую доступную ему в условиях санкций из ликвидных и относительно свободно конвертируемых иностранных валют на открытом рынке, подпитывая юаневую ликвидность покупателей. Нет, потому что ЦБ не отказывается от свободного курса рубля, не ставит задачу удерживать рубль в заданном коридоре и не использует продажу юаней как разовый экстремальный механизм воздействия на валютный рынок в критических ситуациях. Это плановые, заранее определенные по суммам на каждый день финансовые операции, да еще и завязанные не на текущую динамику курса рубля, а на траты из ФНБ.

При этом способность китайской валюты сыграть роль стабилизирующего фактора для рубля на внутреннем российском рынке вызывает большие сомнения. Хотя доля юаня в международных расчетах немного растет, он по-прежнему находится только на пятом месте, уступая четырем валютам недружественных для сегодняшней России стран: доллару, евро, британскому фунту и японской иене. Причем на эти четыре валюты в июне 2023 года, по данным системы SWIFT, приходилось 83,5% международных расчетов, тогда как на долю юаня только 2,77%. Доллару, который Банк России в крайних случаях использовал для валютных интервенций в «мирное время», юань уступает по этому показателю в 15 раз. То есть воздействие китайской валюты и даже китайской экономики на курсы доллара или евро в мире, мягко говоря, незначительно.

При этом динамика курса юаня к рублю в 2023 году практически повторяет динамику курса доллара к российской валюте. То есть когда рубль падает к доллару, падает и к юаню. Но, главное, юаневые вливания никак не могут повлиять на основной фактор ослабления рубля — резкое падение доходов от экспорта при увеличении расходов на импорт. Если валютные доходы бюджета продолжат падать или не будут увеличиваться, а расходы на импорт продолжат расти или не будут снижаться, дальнейшая девальвация рубля неизбежна.

Поэтому в нынешних условиях главное, что способно помочь российской валюте не выглядеть так бледно — это повышение мировых цен на нефть и возможность продавать энергоносители тому же Китаю или Индии с меньшим дисконтом, чем сейчас. Как только в последние несколько недель начался рост мировых цен на нефть, рубль перестал падать и даже начал осторожно укрепляться.

Тем не менее какой-то психотерапевтический эффект от юаневых интервенций ЦБ на валютном рынке возможен: хотя бы что-то у нас сейчас планируется с точностью до рубля аж на полгода вперед.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию