Ювелиры просят Минфин вывести их из-под действия гибких экспортных пошлин
Лента новостей
Их размер зависит от курса рубля к доллару. Как пишет «Ъ», производители ювелирных изделий считают, что дополнительные сборы снизят конкурентоспособность российских украшений на внешних рынках
Ювелирная отрасль просит отменить экспортные пошлины. Об этом сообщает газета «Коммерсантъ» со ссылкой на письмо Гильдии ювелиров России. Минфин 1 октября ввел гибкие экспортные пошлины на широкую категорию товаров. Среди них продукты питания, драгметаллы, ювелирная продукция, черные и цветные металлы и другие. Их размер зависит от курса и составляет 4-7% при курсе 80-95 рублей за доллар. При стоимости валюты ниже 80 рублей ставки обнуляются. Пошлины устанавливаются за вывоз за пределы ЕАЭС.
Business FM поговорила об этом с участниками рынка. Они говорят, что доля экспорта ювелирных изделий за пределами ЕАЭС незначительная. Но обеспокоены, что этот налог снизит конкурентоспособность российских украшений на внешних рынках.
Учредитель ювелирной компании «Циркон-С» из Санкт-Петербурга Сергей Куколевский:
— Государство создает препоны в плане экспорта. Во-первых, не во всех странах люди рады принять изделия с российскими клеймами, и мы неоднократно обращались уже и в Минфин, и в правительство с тем, чтобы отменить обязательное клеймение для изделий, отправляемых на экспорт. Пошлины всегда вводят непонятность, потому что процесс занимает несколько месяцев, и никто не может просчитать, какой будет курс в тот момент, когда изделия пересекут границу. В плане импорта то же самое, чтобы делать конкурентоспособную продукцию, особенно на мировом рынке, нужно получать все комплектующие и расходники по средним мировым ценам.
— Куда экспортировать, в какие страны?
— В Евросоюз. Раньше мы работали с США и Канадой достаточно продуктивно, сейчас у нас нет каких-то контрактов, которые мы должны отгружать.
— Можно ли спрогнозировать, какая будет надбавка к цене, это 10% наценка?
— Я думаю, что от 10% до 20%, где-то вот в этой вилке.
***
Владелец и президент ювелирного дома Cluev Илья Клюев:
— Это, возможно, касается небольшого числа крупных производителей. Может быть, чуть-чуть Sokolov коснется, у него же была какая-то активность в Китае. Но в целом российские компании из готовой продукции практически ничего не поставляют на экспорт, я думаю, что вы и сами не встречали российских украшений где-либо за рубежом.
— А давно это так сложилось?
— Нужно создать бренды, которые будут производить украшения люксового сегмента, премиального сегмента. Это те сферы, где традиционно находится основная доля выручки у западных компаний. В долларовом сегменте от 200 до 2000 долларов. Сильных российских компаний нет, тем более выше. В России в сегменте нескольких сотен тысяч рублей были только западные компании — Cartier, Tiffany, Bulgari. Сейчас они ушли, есть окно возможностей, чтобы прийти сюда и дать покупателям то, к чему они привыкли, — качественные украшения, широкий ассортимент, сильный бренд, хороший сервис.
— Насколько легко занять эту нишу?
— Ну, что говорить, если у нас практически процентов 30 или 40 от стоимости украшения — это прямой налог в виде НДС либо косвенный в виде других разных сборов.
— На этом фоне подорожание очень серьезно?
— Это неизбежность, в ювелирных украшениях очень большую часть занимает именно стоимость материалов. Живя в России, золото, бриллианты мы покупаем по ценам, которые связаны именно с долларовыми котировками. Но это очень жаль, потому что люди получают доходы в рублях, и, конечно, для них неприятно то, что сейчас стоимость увеличилась на 20-30%.
По данным Федеральной таможенной службы, в 2021 году экспорт ювелирных украшений вырос на 58%, до почти 145 млн рублей по сравнению с 2020 годом. Официальных данных за прошлый год нет, так как служба временно приостановила их публикацию.