16+
Понедельник, 15 декабря 2025
  • BRENT $ 60.33 / ₽ 4810
  • RTS1089.97
18 июля 2025, 12:17 Политика
Актуальная тема: Антироссийские санкции

ЕС согласовал 18-й пакет антироссийских санкций

Лента новостей

Под рестрикции попадают газопроводы «Северный поток», нефтеперерабатывающий завод «Роснефти» в Индии, 105 танкеров. Евросоюз запретил транзакции с 22 российскими банками и с РФПИ. О самых чувствительных положениях пакета говорят эксперты Бизнес ФМ

Глава евродипломатии Кая Каллас.
Глава евродипломатии Кая Каллас. Фото: Ronald Wittek/EPA/TASS

Обновлено в 20:55

Евросоюз согласовал 18-й пакет санкций против России. «Один из самых сильных», как выразилась глава европейской дипломатии Кая Каллас. Под рестрикции попадают газопроводы «Северный поток», нефтеперерабатывающий завод «Роснефти» в Индии — НПЗ «Вадинар», а также 105 танкеров, которые Брюссель считает частью так называемого теневого флота России.

Снижается потолок цен на российскую нефть. Сейчас он составляет 60 долларов за баррель. Новые параметры Каллас не уточнила, но источники Reuters говорят, что будет 47,6 доллара за баррель.

Комментирует профессор Финансового университета Константин Симонов:

Константин СимоновКонстантин Симонов генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности, профессор Финансового университета «Очевидно, что основной удар 18 пакета должен прийтись на нефтяную российскую индустрию. И с одной стороны нельзя сказать, что там какой-то новый тип санкций предлагается Европейской комиссией, например, 105 судов, включенных в санкционные списки — это уже не первое такое большое расширение санкционных списков, и в принципе российские нефтяники знают, как с этим бороться. С другой стороны, видно, что санкции накладываются одна на другую и создается кумулятивный эффект. Да, там тоже заметен акцент на финансовой инфраструктуре, понятно, что ЕС пытается усложнить расчеты, и прежде всего опять же ясно, что за энергоносители. Попали в санкционные списки китайские банки — это уже довольно серьезный вызов, то есть санкции ЕС тоже начинают претендовать на трансграничность, как и американские санкции. Я думаю, что здесь как раз ответ Китая будет достаточно жестким, варианты с финансовыми проводками найдутся безусловно. Но опять же это все транзакционные издержки, то, что экономисты называют. То есть в этом плане расходы на спецификацию сделок, на их реализацию будут увеличиваться. И плюс конечно в голове держим ультиматум Трампа, и вот тут это гораздо более серьезная история. Как эти санкции будут применяться — это другая история, но тем не менее. Просто как-то на фоне 18-го пакета все забыли про ультиматум Трампа, а он есть. Он есть, и в совокупности европейские санкции, усиленные потенциальными американскими санкциями, они конечно эффект давать будут уже сейчас».

Европейские санкции в отношении индийского НПЗ «Роснефти» — это элемент политического давления на Нью-Дели. Такое мнение высказал начальник аналитического отдела инвесткомпании «Риком-траст», кандидат экономических наук Олег Абелев:

Олег АбелевОлег Абелев начальник аналитического отдела инвесткомпании «Риком-траст», кандидат экономических наук «Завод в Индии — это лишь один из многих зарубежных активов «Роснефти», все-таки у «Роснефти» основные мощности в России. Это скорее история, которая демонстрирует давление Запада на партнеров России, и прежде всего это давление на Индию. Вот в чем чувствительность, а не в том, что это как-то по «Роснефти» ударит. По поводу значения для Индии, не думаю, что Индия откажется от сотрудничества, потому что НПЗ «Вадинар» для Индии важен, это почти 10% перерабатывающих мощностей Индии. И здесь давление Запада будет, но оно все равно имеет определенные границы. Индия будет покупать российскую нефть, просто либо через третьи страны, либо через активные перегрузки российской нефти несколько раз с танкера на танкер в портах нейтральных стран, например с Дальнего Востока, что сейчас в принципе происходит. Индия очень сильно нарастила импорт нефтепродуктов как раз. Или возможны ребрендинг, смена формата. То есть «Роснефть» может формально выйти из этого проекта, передать управление индийским партнерам, как это было с владивостокским СПГ и компанией Shell, когда просто взяли и передали управление партнерам. Насчет экономических последствий для «Роснефти», не думаю, что они будут существенны, потому что выручка от этого завода «Вадинар» для «Роснефти» не ключевая, главное — это продажа сырой нефти. Индия остается крупнейшим покупателем сырой нефти. Что касается рисков для будущих инвестиций, вот тут риск больше, потому что другие страны могут опасаться сотрудничать с «Роснефтью» из-за санкций. Понятно, что Индия, Китай, Ближний Восток могут это сделать, но тогда они будут вынуждены покупать нефть уже по другим ценам, существенно более высоким».

О последствиях европейских санкций в отношении индийского НПЗ «Роснефти» рассуждает независимый эксперт рынка нефти и газа Владимир Демидов:

Владимир Демидов независимый эксперт рынка нефти и газаКомпания «Роснефть» достаточно давно хочет продать свою долю в компании «Наяра энерджи», потому что из Индии достаточно сложно выводить свою прибыль. Кроме того, санкционный режим все-таки действует также и в Индии. Одновременно с этим ключевой партнер, который рассматривал покупку доли «Роснефти» в «Наяра энерджи», — это компания Reliance, компания, которая ведет свой бизнес в основном в Европе и поставляет нефтепродукты именно туда. Скорее всего, эти санкции заставят компанию либо полностью передумать покупать долю «Роснефти», либо она затребует определенные условия — это полный выход «Роснефти» и остановка поставок российской нефти на завод. И, естественно, скорее всего, это приведет к существенной скидке. Напомню, что «Роснефть» с партнерами купила долю 49% за 12,9 млрд долларов. Для «Роснефти» индийский рынок был одним из ключевых рынков. Например, в июне около 80% всех морских поставок российской нефти пришлись именно на Индию, и большая часть этой нефти ушла именно в «Наяра энерджи». Если «Наяра энерджи» больше не сможет принимать российскую нефть, то «Роснефти» нужно будет искать новые способы продажи на индийский рынок либо на другие рынки. Нужно понимать, что китайский рынок сейчас закупает существенно больше нефти наших конкурентов по ОПЕК — это в основном Саудовская Аравия и Ирак. Поэтому думаю, что у «Роснефти» достаточно сложная ситуация, в которой, скорее всего, компания на каком-то временном промежутке потеряет немалую прибыль».

Евросоюз запретил транзакции с 22 российскими банками и с РФПИ. Вводятся санкции против семи компаний из Китая и четырех компаний из Турции, пишет портал Euractiv. О самых чувствительных положениях пакета рассуждает инвестстратег, финансист, основатель проекта «Биткоган» Евгений Коган:

Евгений КоганЕвгений Коган инвестбанкир, основатель медиасистемы «Биткоган» «С одной стороны, да, текущий пакет выглядит устрашающим. Даже я бы не сказал, устрашающим, но заставляющим задуматься. Потому что, действительно, одно дело ввести запрет на SWIFT, а другое дело — ввести запрет на любые транзакции. Это более серьезная вещь, потому что означает как закрытие или заморозку корреспондентских счетов, так и запрет на взаимодействие с теми, кто взаимодействует с этими банками, и так далее. Выглядит все это не очень, это надо изучать более глубоко, что они под этим понимают. Второй момент, касающийся потолка на российскую нефть, — опять же, звучит крайне неприятно, поскольку это понижает доходы бюджета, который сейчас и так не блещет своими выдающимися доходами. Но вопрос в одном — контроле всего этого дела. То есть как они планируют с этим заниматься. Учитывая тот факт, что они получили опыт и понимают слабые места, в частности вопросы страхования и так далее. С другой стороны, Россия научилась с этим делом бороться. Поэтому я бы сказал, что здесь ключевое значение будет носить именно позиция США. Но меня волнует в этом всем моменте следующее: дело в том, что текущий пакет санкций в итоге может привести к гораздо более серьезным последствиям. Если европейцы всерьез и кардинально захотели не просто ввести этот пакет, а и следить за его исполнением, иногда с перегибами, а именно остановкой танкеров, перекрытием каких-то важных торговых путей, то здесь можно доиграться и до более серьезной конфронтации. Поэтому вопрос даже не в самом пакете, а в том, насколько будут жесткие осуществления мер этого пакета, в контроле мер этого пакета и в перегибах, назовем это так, когда трактовки могут быть самые расширительные. А расширительное трактование может привести к очень неприятным последствиям».

Ранее Politico писала, что против согласования нового пакета выступала Мальта. Долгое время его принятие блокировала Словакия. Но накануне премьер страны Фицо заявил, что договорился о гарантиях для Словакии в связи с ценами на газ. Как ЕС удалось договориться с Мальтой и Словакией? Рассуждает главный экономист Института экономики роста имени П. А. Столыпина Борис Копейкин:

Борис Копейкин главный экономист Института экономики роста имени П. А. Столыпина «Конечно же, способности сопротивляться совместному давлению других стран ограничены. Да и сопротивляются они, естественно, не от любви к России, а от желания отстаивать собственные экономические интересы. Есть определенные публикации в западных средствах массовой информации, Reuters в том числе цитирует руководство Словакии, которое совсем недавно заявляло о том, что они получили определенные заверения от Еврокомиссии, что им будет предоставлена помощь в случае скачков цен на газ, сбоев с поставками, судебных разбирательств с «Газпромом». Если меня память не подводит, Фицо сказал, что на этом этапе он считает контрпродуктивной дальнейшую борьбу за какие-то дополнительные уступки, потому что навряд ли уже что-то получится, а давление слишком высоко — вот результат такой».

Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков заявил, что Кремль считает санкции незаконными. Как он отметил, Россия уже обрела иммунитет и адаптировались к жизни в условиях рестрикций. По его словам, новый пакет санкций ЕС будет проанализирован, чтобы минимизировать его последствия. Санкции в отношении российской нефтяной отрасли оценивает независимый эксперт Дмитрий Лютягин:

Дмитрий ЛютягинДмитрий Лютягин независимый аналитик «С точки зрения чувствительности этот вопрос на самом деле будет зависеть от того, как данный пакет будет контролироваться и поддерживаться дружественными странами, с которыми мы сегодня ведем торговлю по нашим основным энергоносителям, в частности это Китай, Индия и Турция — три ключевых страны, куда мы сегодня поставляем, по сути дела, все наши основные объемы отгрузок по нефти. Причем у них есть и личный интерес, и некие опасения относительно того, что по-разному интерпретируют рестрикции, которые предполагает и Европейский союз, и Соединенные Штаты с точки зрения контроля за оборотом российской нефти. Те же самые китайские и индийские партнеры могут выйти на российские компании с целью скорректировать текущие цены поставок в сторону снижения — 18-й пакет для них воспринимается как некий рычаг давления на российские компании, чтобы получить соответствующий дисконт. Потому что если сегодня Brent торгуется, например, по 70 долларов за баррель, то Urals мы, соответственно, отгружаем с определенным естественным дисконтом, он там в зависимости от точки поставки варьируется от 7-8 до 15 долларов за баррель. Наши торговые партнеры, скорее всего, не преминут воспользоваться возможностью поторговаться и снизить или расширить эти дисконты, которые сегодня и так им предоставляются при покупке российской нефти. Второе — это оборот российской нефти, особенно через море, и так называемый теневой флот. Очень боязливым партнером сегодня является индийская сторона, где представлено достаточно много европейского и американского бизнеса, поэтому их эти опасения могут вызывать и физическое сокращение объемов поставки в эту страну, если они будут понимать, что вторичные санкции для них будут неизбежны, и контроль ужесточается, и они, соответственно, могут попасть под влияние этих санкций в отношении своего основного бизнеса, который они ведут с торговыми партнерами в Соединенных Штатах и Европейском союзе. Поэтому эти два направления, на мой взгляд, как раз достаточно чувствительны для наших нефтяников и для бюджета».

Эстонский МИД сообщил, что Евросоюз начал работу над 19-м пакетом санкций против РФ. Реакции рынка на объявление о содержании 18-го пакета почти не последовало — нефть почти не отреагировала, фондовый рынок даже пытается расти.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию