Президент Болгарии наложил вето на закон относительно продажи активов «Лукойла»
Лента новостей
По словам Румена Радева, документ нарушает положения Конституции Болгарии, потому что ставит правительство страны в зависимость от решения американских властей

Обновлено в 17:20
Президент Болгарии наложил вето на закон, затрагивающий условия возможной продажи активов «Лукойла». Речь идет о принятом в конце октября законопроекте, из которого следует, что сделки с активами должны быть в обязательном порядке одобрены Государственным агентством нацбезопасности США.
По словам президента страны Румена Радева, документ нарушает положения Конституции Болгарии, потому что ставит правительство страны в зависимость от решения агентства. Подписывать документ глава государства не стал.
В октябре США ввели санкции в отношении «Роснефти» и «Лукойла». В Болгарии российская компания владеет единственным в стране НПЗ в Бургасе и сетью заправок. Ранее Болгария временно запретила экспорт топлива в страны ЕС, объяснив это необходимостью обеспечить энергобезопасность государства и стабильность внутреннего рынка топлива. Ситуацию комментирует независимый аналитик Дмитрий Лютягин:
Дмитрий Лютягин независимый аналитик «Для «Лукойла» как для компании и для активов, которые «Лукойл», соответственно, в эту пакетную сделку укладывает с целью их реализации и продолжения операционной деятельности, не меняется основная ценность этих компаний: они продолжат свою деятельность, но на другом операционном направлении, и, наверное, изменится в целом правление этими компаниями. Но самое ключевое — что деятельность компании не будет прервана, она будет продолжаться. Есть вопрос условий, на которых они будут далее работать уже под новым собственником, вопрос, наверное, нового собственника и правительств тех стран, где эти активы располагаются. Для Болгарии очень важен был именно этот партнер или собственник в лице «Лукойла», потому что процессы, управление, поставка сырья под данный завод имели свою определенную экономическую эффективность, которая создавалась наличием этого собственника в лице «Лукойла». На определенных условиях были поставки, в целом операционный бизнес был правильно выстроен относительно этого завода и производства и распределения нефтепродуктов. Соответственно, у Болгарии есть основания полагать, что при смене собственника возникнут сложности с доставкой туда основного сырья. Кроме того, это условия, на которых соответствующее сырье будет поступать на данный завод: не окажется ли предприятие на уровне более низкой маржинальной прибыли или вообще, возможно, маржинального убытка. И вот против этого и выступают власти Болгарии, потому что сейчас предприятие является прибыльным, оно дает в бюджет страны определенные налоговые поступления. Вот эти налоговые поступления и в целом социальную стабильность Болгария относительно этого актива не хочет нарушать. Здесь вопрос, наверное, более комплексный, то есть болгарам нужно разговаривать в первую очередь именно с позиции необходимости сохранения «Лукойла» и за ним этого актива в Еврокомиссии, возможно, в комиссии Соединенных Штатов, доказывая эту необходимость сохранения данного участника в акционерах компании, чтобы не потерять именно прибыль в налоговых поступлениях, в социальных ответственностях, которые имеются у завода перед сотрудниками».
Между тем власти Молдавии заявили, что не исключают национализации активов «Лукойла» из-за санкций США. Премьер-министр республики Александр Мунтяну отметил, что изучаются разные решения и действовать правительство страны будет в строгом соответствии с законом. В Молдавии «Лукойлу» принадлежит почти каждая пятая АЗС, а также часть инфраструктуры аэропорта Кишинева, сообщили в правительстве республики.
Комментирует ведущий эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергобезопасности Игорь Юшков:
Игорь Юшков ведущий эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергобезопасности «Конечно, Молдавия ведет себя недружественно по отношению к России, даже в Европе мы видим более спокойную реакцию, и о национализации фактически никто не говорит. Понятно, что нынешние власти Молдавии крайне критическую позицию в отношении России занимают, даже в Европе подобные меры со стороны Молдавии вряд ли одобрят. И, опять же, ничего критического в этих активах нет, и риска остановки заправок тоже нет. Работа этих заправок скорее зависит от того, как успешно будет решен вопрос по поводу нефтепереработки в Румынии и Болгарии, потому что именно от этого поступает топливо для этих заправок. Я думаю, скорее Молдавия может пойти на арест этих активов, но не на национализацию, то есть пойти по немецкому сценарию, что и сделали немцы с активами «Роснефти» — они забрали управление, арестовали их, но не лишили права собственности. Поэтому либо пойдут по такому пути, либо будут требовать согласования с ними самой продажи этих активов, чтобы именно они выдавали некую лицензию, а не только американцы. Обращаться в суды бесполезно молдавские, и я думаю, что здесь встанет вопрос, что будет с переработкой, то есть кому и как быстро она достанется, НПЗ в Румынии и в Болгарии лукойловские. Я думаю, может оказаться, что если Молдавия пойдет на национализацию, то уже новый собственник этих активов может потребовать эти заправки обратно. Условно, если они с Гамбургом подпишут соглашение, то Гамбург может потребовать потом от Молдавии обратно вернуть эти заправки, потому что сейчас они входят в круг активов, которые «Лукойл» им продает, поэтому все может закончиться разборками уже нового собственника с Молдавией, а не самого «Лукойла».
После введения американских санкций «Лукойл» заявлял о намерении продать иностранные активы. Позже стало известно, что интерес к покупке выказал международный сырьевой трейдер Gunvor, условия сделки согласованы, «Лукойл» обязался не вести переговоры с другими покупателями.
Рекомендуем:




Рекомендуем:

























