Украина — не Корея. Комментарий Георгия Бовта
США и РФ не обсуждали заморозку конфликта на Украине по «корейскому варианту»
Лента новостей
Зеленский встретился в Берлине со спецпосланниками США Стивом Уиткоффом и Джаредом Кушнером. При этом Киев дает разные сигналы о готовности пойти на подвижки прежней переговорной позиции, особенно при словесной поддержке Европы, что Украина должна продолжать войну. ЕС также снова попытается согласовать конфискацию российских активов для финансирования Украины

Никакой «корейский вариант» заморозки военного конфликта на Украине с американцами никогда не обсуждался, заявил помощник президента РФ Юрий Ушаков. Он добавил, что Москва пока не видела предложения ЕС и Украины по мирному урегулированию, но их вклад вряд ли будет конструктивным. У Москвы будут резкие возражения, если в мирный план по Украине будут внесены изменения, сказал Ушаков.
Тем временем Владимир Зеленский встретился в Берлине со спецпосланниками США Стивом Уиткоффом и Джаредом Кушнером. 15 декабря предполагаются также переговоры Зеленского с канцлером ФРГ Мерцем и другими европейскими лидерами.
Спецпредставитель Трампа Стив Уиткофф и его советник, он же зять Джаред Кушнер, предпринимают усилия по согласованию с Киевом и европейцами окончательного варианта мирного плана, который затем должен быть представлен Москве. С ней предметные переговоры еще впереди.
Из Киева при этом идут разные сигналы по поводу готовности пойти на какие-либо подвижки прежней переговорной позиции Украины. Зеленский словно пытается проскочить между двух огней. С одной стороны, не поссориться с Трампом, который все чаще выражает недовольство его несговорчивостью. С другой — не пойти на такие уступки Москве, которые вызовут протесты на самой Украине и подорвут его собственные шансы остаться у власти. Это прежде всего вопрос территориальных уступок. Зеленский, который долгое время категорически отвергал возможность вывода ВСУ из контролируемой ими части Донбасса, теперь может попытаться утопить этот вопрос в согласовании деталей. В том числе в расчете на то, что для Москвы они окажутся неприемлемыми, и тогда в глазах Трампа виновной в срыве мирного плана будет уже она, а не он.
Согласно одним утечкам в прессу, он по-прежнему не хочет выводить войска. Согласно другим — ставит вопрос о том, кто будет сдерживать продвижение российских сил в демилитаризованную зону, если она действительно будет объявлена. В настоящее время ВСУ контролируют не более 6600 квадратных километров Донецкой области, включая Славянск и Краматорск, при этом российские войска практически полностью уже взяли Покровск (Красноармейск). Вбросив новые вводные, Зеленский на днях заявил, что любые территориальные решения должны приниматься самими украинцами либо путем выборов, либо путем референдума. Возможно, в расчете на то, чтобы снять с себя ответственность за такое пораженческое в глазах значительной части общества решение. Возможно, в расчете на то, что Москва такой вариант отвергнет с порога, после чего вопрос сдачи части Донбасса без боя можно будет «замести под ковер».
Помимо этого, Украина по-прежнему настаивает на сохранении контроля над Запорожской АЭС и сохранении нынешней численности ВСУ. В плане Трампа предусмотрен численный потолок для ВСУ в 800 тысяч человек, американский контроль за АЭС при равном распределении вырабатываемого электричества между Россией и Украиной. Зато вроде бы Киев готов отказаться от требования вступления в НАТО. Зеленский уже признал, что, поскольку членство Украины в НАТО не все поддерживают, то в качестве компромисса он готов признать «двусторонние гарантии безопасности». Прежде всего со стороны США. Вопрос в том, как они будут оформлены. Ранее Зеленский требовал, чтобы эти гарантии ратифицировал конгресс. Вроде бы и от Вашингтона уже последовали такие обещания. Вопрос в том, как это будет юридически оформлено. Скажем, даже в договоре с Тайванем у США отсутствует положение о военной взаимопомощи, но есть обещание предоставлять оружие и поддерживать его способность противостоять агрессии. Все же тут Трамп уже пошел на уступки Киеву: ранее он отвергал любое участие США в гарантиях безопасности и настаивал, что ведущую роль должна играть Европа. Но даже в случае предоставления гарантий на уровне 5-й статьи Договора НАТО это может не подразумевать автоматического вступления в войну на стороне Украины в случае нового военного конфликта.
Москва ждет, чем окончатся консультации Вашингтона, Киева и Европы, и не спешит выставлять свои условия. Хотя некоторые помощник Путина Ушаков все же обозначил. У Зеленского «железобетонно» не получится вернуть Крым и вступить в НАТО, заявил Ушаков, но не стал вдаваться в подробности насчет других четыре областей. Также он отверг идею Зеленского о выборах как предлоге для временного прекращения огня. Дав понять, что такую передышку Киеву Москва не даст. Равно как Москва не согласится на то, чтобы вопрос принадлежности Донбасса был вынесен на украинский референдум. Итоги войн, как показывает история, референдумами вообще не решаются.
Тем временем позицию Европы наиболее откровенно выразил председатель Мюнхенской международной конференции по вопросам безопасности Вольфганг Ишингер, заявивший, что «пока Украина воюет, Европа в безопасности». Именно поэтому на саммите ЕС 18-19 декабря Еврокомиссия сделает все, чтобы продавить решение об использовании замороженных в Европе российских активов в качестве гарантий под кредиты Украине на сумму примерно 140 млрд евро, чего должно хватить на то, чтобы воевать еще минимум два года. Очевидно также, что и переговорные позиции Киева могут сильно меняться в зависимости от того, удастся ли ему получить эти деньги.
Рекомендуем:




Рекомендуем:

























